Попытки отстранить президента от должности в современной российской истории происходили трижды. Дважды это происходило в 1993 году во время Конституционного кризиса, который завершился вооруженным конфликтом между главой государства и Верховным Советом. Третий раз это произошло в 1999 году, когда процедуру импичмента инициировала думская фракция КПРФ. В тот момент Борис Ельцин находился на грани принудительной отставки, хотя и был далеко от того, чтобы ей поддаться. Рассмотрим возможные последствия, если бы коммунисты добились своего.
Могло ли это быть? Вероятность этого крайне мала. Внешне ситуация казалась таковой, что коммунисты одержали победу, а Борис Ельцин собирался покинуть свой кремлевский кабинет. Однако это было лишь на первый взгляд. Процедура отстранения президента от должности сложна и многогранна. Для лучшего понимания достаточно обратиться к 93-й статье Конституции России.
В импичменте участвуют сразу четыре ветви власти: обе палаты парламента, а также Верховный и Конституционный суды. Государственная Дума вправе запустить эту процедуру и, согласно Конституции, только она имеет право выдвигать обвинения против президента. Но простого голосования не достаточно. Даже если все депутаты единогласно поддержат обвинения, этого будет недостаточно для начала импичмента.
Для этого потребуется постановление Верховного Суда, подтверждающее наличие признаков преступления в действиях главы государства, а также заключение Конституционного Суда, что выдвинутые обвинения соответствуют основному закону. Но это еще не все. Если Дума проголосовала за импичмент, а суды одобрили, дело переходит в Совет Федерации, где сенаторы должны утвердить решение в трехмесячный срок. Иначе процесс будет считаться проваленным.
Интересно, что даже если бы Дума поддержала импичмент, его судьба зависела бы от Сената, который мог безнаказанно проигнорировать вопрос. В случае с Ельциным импичмент до Совета Федерации так и не дошел — он не прошел проверку в Думе. Несмотря на активные попытки левого блока, все рухнуло на первой стадии.
Коммунисты и их сторонники выдвинули Ельцину пять обвинений: «развал СССР», «разгон Верховного Совета в 1993 году», «война в Чечне», «ослабление обороноспособности страны» и «геноцид русского народа». Ни одно из обвинений не набрало необходимых 300 голосов. Ближе всего было обвинение по «чеченской войне», за которое проголосовали 283 депутата.
Были ли шансы? В рамках думской фазы импичмента, да, шансы существовали, но только по двум из пяти пунктов. Если бы депутатская комиссия урезала обвинения до «Войны в Чечне» и «Событий 93-го года», шансы выйти за пределы зала заседаний Госдумы были бы выше. Но левые не могли набрать 300 голосов, даже объединившись.
Фракция КПРФ имела всего 149 голосов, еще 72 — от союзников: «Агропромышленной депутатской группы» и «Народовластия». Многие из них были противниками Ельцина. В итоге, сторонники импичмента могли рассчитывать лишь на 221 голос. Даже с поддержкой 25 независимых депутатов ситуация не улучшалась.
Главная проблема заключалась в том, что 162 места контролировали «Наш дом Россия», ЛДПР и «Яблоко», которые были против импичмента. Интересно, что ЛДПР оказалась одним из самых ярых противников отставки Ельцина. «Наш дом» подал шесть голосов «за», ЛДПР — восемь. «Яблоко» же не поддерживало обвинения, и итоговый результат составил лишь 238 голосов.
Теперь вернемся к «Яблоку». Эта фракция поддерживала обвинение в развязывании войны в Чечне, которое имело потенциал преодолеть барьер в 300 голосов. Если бы КПРФ проголосовала за импичмент в полном составе, это могло бы изменить ситуацию. Однако из 147 депутатов КПРФ лишь 127-128 поддержали обвинения, что было недостаточно.
Таким образом, у импичмента были шансы пройти проверку Госдумы, но в Совете Федерации он, вероятно, бы не был поддержан. Рассмотрим два возможных сценария, если бы все сложилось иначе.
В первом, более жестоком, сценарии, если Дума достигла бы желаемых 300 голосов, суды признали бы процесс законным, а Совет Федерации одобрил бы импичмент, Ельцин мог бы ввести чрезвычайное положение и распустить парламент. В таком случае структура власти изменилась бы радикально, и фактически установилась бы диктатура.
Второй, более мягкий сценарий, предполагал бы, что импичмент был бы объявлен, а Ельцин покорно ушел бы в отставку. В этом случае исполнять обязанности президента пришлось бы Сергею Степашину, который на тот момент был назначен и. о. премьер-министра. Главными соперниками могли бы стать Геннадий Зюганов и другие возможные кандидаты, такие как Евгений Примаков или Юрий Лужков.
Таким образом, в 1999 году Россия могла бы получить президента Лужкова или Примакова, что привело бы к совершенно иному политическому курсу, нежели тот, который мы наблюдали в действительности.