Наступление нового учебного года вновь поднимает вопросы взаимоотношений школы с учениками и родителями. Что должна ребёнку школа, а что — нет? Как она влияет на воспитание ребёнка и должна ли влиять? Эти вопросы обсуждаются с экспертами, среди которых и самый настоящий школьник.
Как школа влияет на формирование личности?
Сева Жидков, школьник, разработчик ботов в Mail.ru Group
Личность подростка действительно формируется в школе, но не столько учебной программой, сколько влиянием окружающих сверстников. Одноклассники оказывают значительное влияние на обычного школьника, поэтому от коллектива зависит его будущее. В прогрессивном классе ребёнок смело делится своими взглядами, включая сексуальную ориентацию. В других же классах он может замкнуться в себе, не сумев самоопределиться в дальнейшем.
Любовь Духанина, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты; президент образовательного холдинга «Наследник»
Возрастная психология утверждает, что в дошкольный период безусловным авторитетом являются родители, а в начальной школе этот авторитет постепенно переходит к учителю. Всем знакома ситуация, когда родители помогают детям с домашними заданиями, но сами переживают, ведь учитель предлагает иные подходы. Учитель становится образцом, задавая правила и границы. Именно поэтому его личность так важна.
Учитель формирует правила общения, методы разрешения конфликтов и способы преодоления трудностей. Ребёнок учится взаимодействовать с разными преподавателями, выстраивая отношение к школьному сообществу. Таким образом, от уклада школы зависит, каким человеком выйдет выпускник.
Есть ли у школы обязанность формировать морально-нравственные ценности у детей?
Сева Жидков
Ребёнок должен сам определить свои моральные ценности. Школа предоставляет знания в области истории, права и других наук, позволяя подростку формировать собственные взгляды. Насильственное навязывание мнений неэффективно — учителя сейчас не являются авторитетом для многих школьников.
Любовь Духанина
Сложно представить, что школа когда-либо прекратит влиять на подрастающее поколение, оставаясь лишь транслятором знаний. Постепенное изменение образовательных стандартов — яркое тому подтверждение. Школа является живой общностью, в которой ребёнок взрослеет и пробует свои силы. Поэтому у неё есть ответственность в части воспитания, что требует активного сотрудничества с родителями.
Должны ли в школе быть правила по поводу внешнего вида учеников?
Сева Жидков
Нет, и вот несколько причин. Во-первых, школьная форма, созданная для устранения социальных различий, сейчас используется для демонстрации индивидуальности. Это создаёт нездоровую атмосферу, где возникают вопросы: «Почему ему можно не носить форму, а мне нельзя?» Во-вторых, умение красиво одеваться — важный навык, который нужно развивать в школе. Бывает, выпускник из провинции приходит в столичный вуз и продолжает одеваться неуместно, так как не умеет по-другому. Наконец, удобная одежда позволяет сосредоточиться на учебе, ведь многие ученики сталкиваются с проблемами из-за неудобной обуви.
Любовь Духанина
Правила должны касаться опрятного внешнего вида и удобной, не отвлекающей одежды, формирующей чувство единства. Школы сейчас вправе устанавливать собственные требования к внешнему виду учащихся, что позволяет учитывать особенности каждой образовательной организации и вовлекать в процесс родителей.
Должны ли преподаватели следить за тем, что делают ученики во внеурочное время?
Сева Жидков
Учителя могут ненавязчиво наблюдать за внеурочной деятельностью учеников, чтобы лучше понимать их интересы и подходить к каждому ребенку индивидуально. Но превышение полномочий и осуждение поступков детей вне школы недопустимо — меры должна принимать семья.
Любовь Духанина
Учителя обычно знают, чем занимаются их ученики за пределами класса, ведь многие ребята сами охотно делятся своими переживаниями. Исследования подтверждают: общение с учителем важно для детей. Чем больше учитель знает о ребёнке, тем лучше он может учитывать его интересы и помогать в сложных ситуациях. Главное — это доверительные отношения.
Стоит ли школе давать рекомендации родителям по поводу воспитания детей?
Сева Жидков
Школе следует консультировать родителей о текущей ситуации, сообщая о проблемах школьников, но без навязывания решений. Рекомендации должны быть составлены профессионалами, чтобы родители могли получить необходимую информацию.
Любовь Духанина
Совместная работа школы и семьи важна в воспитании детей. Семья формирует один опыт, школа — другой, и они должны дополнять друг друга. Родители часто обращаются за поддержкой к педагогам, а школа, в свою очередь, подает сигналы, когда требуется внимание родителей. Важно руководствоваться интересами ребёнка.