Вчера ряд независимых СМИ, ссылаясь на данные Левада-Центра, объявили о падении электорального рейтинга Навального. Однако это является некорректной интерпретацией наших данных. В условиях растущих баталий вокруг этих цифр важно сделать несколько комментариев.
Во-первых, информированность населения о Навальном и его кампаниях однозначно растет: с 6% в апреле 2011 года до 37% в марте 2013. Наиболее стремительный рост случился в конце 2011 — начале 2012 года, что связано с движением «За честные выборы!», одним из главных героев которого и стал Алексей Навальный. Согласно опросу Левада-Центра, на митинге 24 декабря 2011 года поддержать его на президентских выборах были готовы 22% протестующих, что является лучшим результатом среди остальных политиков, выступавших со сцены, и сопоставимо с рейтингами Явлинского (21%) и Прохорова (15%).
Этот рост стал возможен благодаря тому, что масштаб протестных событий прорвал информационную блокаду крупных телеканалов, контролируемых государством, которые отвечают за формирование мнения более чем 70% населения страны. Для сравнения, регулярно узнают новости из интернета не более 15% российских граждан.
Во-вторых, многие активисты, с которыми беседовали социологи нашего центра, считают, что Навальный стал одним из немногих лидеров оппозиции, кто заметно укрепил свой авторитет среди активистов протеста. В то время как Явлинский и Прохоров, наоборот, потеряли его в глазах этих людей.
Однако почему снижается готовность голосовать за Навального? Важно отметить, что вопрос о поддержке его кандидатуры на выборах президента задается только тем, кто слышал о политике, что указано на нашем сайте. В марте 2011 года о Навальном знали 6% населения, в основном его сторонники. Неудивительно, что среди них за него готовы были проголосовать 33%, что в пересчете на все население составляет порядка 2%.
С ростом известности Навального благодаря появлению на федеральных каналах (которые в последнее время активно дискредитируют не только оппозицию, но и независимые гражданские инициативы и НКО), вопрос о голосовании за него теперь задается не только его непосредственным сторонникам, но и значительной доле обычных граждан. В марте 2012 года поддержать политика на выборах президента были готовы 19% от четверти населения страны (то есть 5% россиян), в марте 2013 года – 14% от более чем трети населения (всего те же 5% граждан).
Таким образом, чтобы повысить свой «президентский рейтинг», Навальному придется «заходить на территорию противника» и завоевывать «голоса» не только оппозиционно настроенных граждан, но и тех, кто сегодня поддерживает власть. Без свободного доступа на телевидение и при слабом развитии альтернативных каналов распространения информации сделать это будет сложно.
