Вышел из Архива рабочего движения и направился налево за фруктами, в отличие от привычного пути домой направо. Видимо, судьба улыбнулась… Внезапно раздался взрыв, и я вернулся назад. Сначала было неясно, что и где произошло, казалось, что это случилось в одном из кафе, так как оттуда вылетели все окна вместе с рамами. Однако вскоре я увидел пожар над Правительственным кварталом и понял, что теракт произошел именно там. Полицейские уже оцепили местность, и подойти ближе было невозможно.
Как все это произошло? На этот вопрос я мог бы ответить, основываясь на собственных наблюдениях.
Находился я совсем неподалеку от эпицентра взрыва — в правительственном квартале. Эпицентр находился всего в ста метрах от меня, на площади Юнгсторгет, где расположена штаб-квартира Норвежской рабочей партии и центральное объединение профсоюзов Норвегии. Я выходил из архива рабочего движения и, повернув налево, отошел всего на 50-100 метров, когда раздался оглушительный звук. Никто из окружающих не мог сразу понять, что произошло. Осколки стекол полетели из окон первых и вторых этажей, несколько женщин рядом получили порезы. Все начали спрашивать: «Это что, теракт?» — и не могли в это поверить. Для Норвегии, для Осло это, безусловно, событие колоссального масштаба. Я направился в сторону, откуда, как мне показалось, прогремел взрыв. Вернулся на площадь рядом с правительственным кварталом, но местные охранники не пускали на территорию.
Я снял небольшое видео разрушенного здания Норвежской рабочей партии с выбитыми стеклами — зрелище страшное. Изучая историю, я осознаю, что даже в 1940 году, когда немцы оккупировали город, подобного не происходило. Вскоре начался пожар, и пожарные машины быстро прибыли на место. Нас начали потихоньку отодвигать с территории, но люди по-прежнему переговаривались, не понимая, что же произошло. Когда я вернулся домой, уже по новостям стало известно, что это квалифицировано как теракт.
На момент взрыва там было много людей — это совсем недалеко от центра города. Правительственный квартал состоит из нескольких высоких зданий, и обычные горожане и туристы редко туда заходят. Даже я столкнулся с ограничениями — нельзя было фотографировать. В этом квартале нет исторических достопримечательностей, и люди заходят туда, в основном, по делам или от любопытства. А вот на площади Юнгсторгет, что в 50 метрах, всегда много народу и идет живая торговля. Многие получили порезы от осколков.
Действительно, больше всего раненых было из-за осколков стекол, которые разлетелись при взрывной волне. Люди, сидевшие в кафе, и прохожие пострадали от падающих стекол, особенно по ногам. Скорая помощь быстро приехала и начала эвакуацию. На площади Эйнара Герхардсена, в самом центре правительственного квартала, действительно мало кто бывает. Обычно проходят только служащие, перемещающиеся между зданиями. Примечательно, что если бы взрыв произошел ближе к центральному вокзалу или на Карл-Юханс, жертв было бы намного больше, ведь там много туристов.
Когда я покидал район взрыва, туристы в 200-300 метрах от места происшествия не понимали, что произошло. Там, где не было выбитых окон, жизнь продолжалась: люди сидели в кафе, пили пиво, фотографировались. Один из туристов, на мой вопрос о теракте, лишь ответил, что им показалось, будто это был гром. Погода действительно была плохая: дождь и сильный ветер, и люди не придали значения звуку.
После теракта состоялась еще одна трагедия, когда на острове неизвестный начал стрельбу. Обстановка в Осло изменилась? Люди стали более подозрительными? На улицах не наблюдалось паники. Я прошел пешком до дома, и на своем пути не видел реакции у людей. Многие просто удивлялись большому количеству машин с мигалками, скорая помощь, пожарные и полиция. Но паники не было. Это просто удивление и странное ощущение от происходящего. Теперь уже телеканалы и радио сообщают о произошедшем, нагнетая негативный настрой.
Я историк, работаю в Институте всеобщей истории Академии наук и оказался в этот момент в Осло. Для Норвегии это шоковое явление, бесспорно. Это как 11 сентября для американцев. Взрыв произошел менее чем в 50 метрах, перекрыли все подходы и начали выгонять людей и автомобили с территории. На площади также есть раненые. Скорая помощь не могла подъехать ближе к месту взрыва, так как с того места уже поднимался дым. Пожарный говорил прохожему, что лучше обратиться к доктору, хотя тот утверждал, что с ним все в порядке.
На тротуарах в центре Осло — следы от разрушений. Обстановка весьма напряженная, но жизнь продолжает идти своим чередом, даже несмотря на ужас, который пережил город.