Последнюю запись в блоге я сделал более полугода назад. В конце июля 2016 года в Севастополе произошла смена главного должностного лица: адмирал-губернатор Сергей Меняйло был отправлен на повышение в Сибирь, а его место занял молодой «технократ» Дмитрий Овсянников. Не скрою, это решение вызывало сдержанный оптимизм. Новый и.о. выглядел достойной заменой своему предшественнику, несмотря на отсутствие опыта в хозяйственном управлении территорией. Мы все надеялись, что с идиотизмом наконец будет покончено, и Город начнет развиваться, как того и заслуживает. Конечно, тревожили некоторые моменты, такие как обилие «варягов» на ключевых должностях и засилье не севастопольских подрядчиков. С другой стороны, если специалисты хорошие, какая разница, откуда они приехали? Главное, чтобы они болели за Город и трудились на его благо. Объективно, нужно было время, чтобы они смогли показать себя. Вопрос в том, сколько времени: месяц? Три? Полгода? По прошествии девяти месяцев, по-моему, очертания картины стали понятны… и я не могу сказать, что они меня радуют.
Извините за много букв (7 минут на чтение).
Удивительное рядом. Еще перед Новым годом бывший народный мэр и бывший спикер городского парламента Алексей Чалый дал странное интервью. В нем он аккуратно подводит зрителя к мысли, что «прорывов, конечно, особых нет, но то, что губернатор не совсем плохой — уже хорошо», и надо этому радоваться. Однако череда последующих действий молодого правительства не располагала к оптимизму. Например, совсем недавно было принято решение о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. Стоимость проезда в городских троллейбусах подняли сразу на 50% — с 10 рублей до 15. Для континентальной России такие цифры кажутся смешными, однако здесь вопрос скорее в технологии принятия решения. Изначально было ясно: такое резкое изменение цены будет крайне непопулярно. Да, тарифы нужно повышать, но, естественно, не такими темпами.
Об этом заявляли все более-менее вменяемые эксперты и общественники. Однако к мнению общественности никто не прислушался, решение было принято, и ожидаемо поднялась волна недовольства. Буквально на следующий день, 2 мая, губернатор фактически отменил свое решение и объявил, что цена упадет с 15 до 12 рублей. Это, конечно, прекрасно, что новый губернатор чутче относится к негодованию горожан. Прекрасно, что он готов пересматривать свои решения. Однако мне не понятно — почему нельзя сначала изучить общественное мнение? Просчитать последствия и уже потом принимать решение? Конечно, можно сказать — у всех бывают ошибки, но подобные оплошности происходят достаточно часто и порой на ровном месте. Более того, складывается впечатление, что все они укладываются в систему — дефицит внимания и просчет последствий.
Так, в начале апреля правительство неожиданно решило отключить в городе отопление. Вроде как тепло, зачем жечь топливо, надо экономить и так далее. Все, кого я знаю, в один голос заявляли — это абсурд, апрель всегда приносит сюрпризы. В конце концов, посмотрите на прогноз на неделю, там же планируется похолодание! Однако, несмотря на все возмущения и негодование горожан, 7 апреля (забавно — в Благовещенье) все городские котельные были остановлены. Буквально на следующий день резко похолодало. Резко. На то, чтобы запустить отопление вновь — хотя бы для детских садов — ушло несколько дней. Для запуска всей системы потребовалось почти две недели. Хорошо хоть успели к снегу в конце месяца.
В настоящее время разворачивается эпопея с признанием незаконным выдачи участков под индивидуальное жилищное строительство во времена Украины. Количество таких участков, по мнению правительства, исчисляется сотнями, если не тысячами. Никто не спорит, что часть земли была выдана с нарушениями. НО, во-первых, у людей на руках госакты на право частной собственности. Нельзя просто взять и скопом, 3000 штук, отменить, мотивируя это отсутствием оригиналов документов. Нельзя всех под одну гребенку отправлять, это приведет к бунту.
Во-вторых, большинство застройщиков строило жилые дома с нарушением даже украинского законодательства, и выданных при Украине град условий, однако губернатор принял волевое решение — узаконить все и начать с чистого листа. А там правом собственности даже и не пахнет. Так почему обычных людей, у которых по 6-10 соток, так нагибают? Чем они хуже застройщиков? Действовать нужно аккуратно и подавать в суд только в крайних, особо наглых случаях. Не могут суды быть завалены тысячами исков, это же абсурд. Еще чуть-чуть, и нашим лозунгом станет «взять и поделить».
На днях Дмитрий Овсянников презентовал подготовленную правительством Города стратегию развития Севастополя до 2030 года. Этот документ заслуживает отдельного анализа, однако мне не совсем понятно, о каком стратегическом планировании можно говорить, если члены правительства не могут спланировать ситуацию на неделю-другую вперед. Кто-то скажет, что не нужно путать. Одно дело — стратегия, другое — тактика. Однако, смею предположить, что здесь вопрос не в горизонте планирования, а в полном его отсутствии. Это не имеет отношения к спору между тактикой и стратегией. Мы наблюдаем неспособность просчитать последствия принимаемых решений. Неумение выделить группы интересов и их возможное сопротивление. Всегда необходимо помнить — любое действие имеет противодействие. А если севастопольцы объединятся в своем противодействии — удержаться не получится никому.
В общем и целом, каких-либо прорывов действительно не произошло. Пока, в основном, только промахи. Я понимаю, что мудрость приходит с опытом. Однако я не могу понять, почему этот опыт должен зарабатываться на жителях города, как на подопытных кроликах. Да, севастопольцы были готовы к управленческому эксперименту и, думаю, остаются готовыми сейчас. Но такой эксперимент должен, как минимум, преследовать ясные цели, быть осязаем и ограничен во времени. А вот какая связь между получением опыта текущей командой и управленческим экспериментом — непонятно. Тем более, что импульсивность принимаемых решений в связке с отсутствием просчета последствий и наличием серьезных угроз может в итоге привести к фатальной ошибке. Тогда и ваше, и наше время будет потрачено впустую.
P.S. Кто-то, кто дочитал до конца, может подумать, что всё это бред. Разве может такой молодой технократ, начинавший свою управленческую карьеру у сегодняшнего замглавы АП еще в полпредстве, не справиться с задачей? Всё у него получится, и на любой вызов он найдет ответ. А что, если нет?