Об окончательном решении Страсбургского суда – провал польского иска по Катыни

21 октября 2013 года Большая Палата Европейского суда по правам человека в Страсбурге огласила решение по иску родственников 12 расстрелянных польских офицеров по делу «Яновец и другие против России» (Janowiec and Others v. Russia, жалобы 55508/07 и 29520/09). Открытые слушания по данному делу прошли в феврале текущего года.

Заявители обжаловали предыдущее решение суда, вынесенное в апреле прошлого года Палатой из семи человек. Оно лишь частично удовлетворило их требования, касающиеся двух основных претензий к российским властям. Родственники утверждали о нарушении статей 2 и 3 Европейской Конвенции, отмечая неэффективное расследование обстоятельств смерти их близких и бесчеловечное отношение к их попыткам получить информацию.

Суд тогда постановил, что вопрос об эффективности расследования не входит в его компетенцию, так как основная часть расследования была проведена до вступления Конвенции в силу в России 5 мая 1998 года. В результате после этой даты не было добавлено новой информации. По статье 3 суд признал, что в отношении 10 заявителей, родившихся до 1940 года и имеющих эмоциональную связь с жертвами, статья была нарушена.

Палата также отметила, что Россия нарушила обязательство создать условия для рассмотрения дела (статья 38 Конвенции), отказавшись предоставить суду копию постановления 2004 года о прекращении расследования Катынского дела по причине секретности. Важным аспектом предыдущего разбирательства стало признание катынского расстрела военным преступлением.

Не удовлетворенные решением, родственники офицеров и их юристы обратились в суд с просьбой о пересмотре дела Большой палатой. Слушания состоялись 13 февраля 2013 года, и 5 сентября было вынесено окончательное решение, которое огласили 21 октября. Полный текст постановления (89 страниц) и пресс-релизы на нескольких языках уже доступны на сайте Страсбургского суда.

Как и прежде, польское правительство выступило в качестве третьей стороны процесса, к которой добавились международные организации, в том числе общество «Мемориал». Заявители, Россия и польское правительство получили по полчаса на выступление.

Решение Большой палаты, состоящей из 17 судей, оказалось существенно менее благоприятным для заявителей по сравнению с предыдущим. Обоснование решения представлено в пресс-релизе, доступном на сайте суда.

В отношении жалобы на неэффективность расследования (по статье 2 Конвенции) суд повторил предыдущее решение со счетом 13:4, отметив, что рассмотрение данного вопроса выходит за рамки его компетенции. Против голосовали судьи из Латвии, Мальты, Эстонии и Швейцарии. Польский судья, вместе с большинством, отклонил жалобу, вероятно, основываясь на юридических соображениях.

Суд отметил, что может расследовать эффективность действий, произошедших до ратификации Конвенции, только в том случае, если между событиями и вступлением Конвенции в силу существует «реальная связь». Суд пришел к выводу, что ни один из критериев не был выполнен.

Польская сторона, к сожалению, не смогла убедительно представить аргументы о важности новых фактов в истории катынского дела, появившихся после критической даты. Важнейшим из них является так называемый украинский список, который был официально передан российской стороне в 2002 году и включен в материалы расследования. Этот список содержит дела 3435 арестованных поляков из заключений на Западной Украине и подтверждает связь с решением политбюро о расстреле.

На слушаниях в Страсбурге польская сторона не смогла объяснить суду значение украинского списка, и как результат, суд не смог оценить его важность для расследования. Это недоразумение стало причиной отрицательного решения о неэффективности расследования, что может иметь серьезные последствия.

Таким образом, ответственность за отсутствие положительного судебного решения о неэффективности расследования лежит на польской стороне, которая не смогла предоставить необходимые контраргументы. Также стоит отметить, что не были переданы российской следственной группе материалы раскопок, проведенных в Польше в 1994-1996 годах.

Оцените статью
Ритм Москвы