Я, наверное, должен извиниться

Я извиняюсь перед всеми, кому на протяжении полутора лет существования Демкоалиции обещал, что у нас всё будет по-новому. Кадровые вопросы должны были решаться через праймериз, любой спор — голосованием наших сторонников, а мы стремились выдвигать сильнейшего кандидата, а не того, кто комфортен лидерам партии. Увы, реализация этих деклараций оказалась далека от действительности. Они были забыты уже на этапе формирования списков, а вместо них актуализировалось привычное «я сам решу, что и как».

Любовь Соболь из ФБК получила окончательный отказ на праймериз для единого кандидата в центральном округе Москвы. С «ПАРНАС» всё завершилось. Вчера вечером я также получила отказ от Михаила Касьянова о проведении праймериз для определения сильнейшего кандидата по одномандатному округу ЦАО Москвы. В таких условиях не вижу смысла оставаться в праймериз ПАРНАС по федеральной части списка и снимаю свою кандидатуру.

После выхода «Партии Прогресса» из коалиции я дважды встречалась с Михаилом Касьяновым и Константином Мерзликиным, ответственными за политику партии. Мое предложение было ясным: мне мало интересна федеральная часть списка, учитывая недопуск оппозиции к федеральным телеканалам и массовые фальсификации итогов выборов в регионах. Я намерена сосредоточиться на ведении одномандатной кампании в ЦАО Москвы. Участие в федеральной части было для меня условием выдвижения от ПАРНАС в одномандатном округе.

Моя позиция заключалась не только в поддержке моей кандидатуры, но и в возможности стать сильнейшим кандидатом на честных открытых условиях в одном из лучших округов Москвы — а именно, провести праймериз. Если на первой встрече парнасовцы взяли паузу на переговоры с Андреем Зубовым, то вчера мне сказали, что организовать праймериз сложно, да и желания у лидеров ПАРНАС нет. Поэтому я сделала выводы.

Поскольку один из ключевых принципов Демократической коалиции — праймериз по всем спорным вопросам — не соблюдается единственным оставшимся участником коалиции, то продолжать своё участие в этой истории я не считаю правильным. Извините, но выборы и проигрывают. Не Путин здесь виноват, а полное отдаление от реальности, а реальность для политика — это мнение его сторонников.

Если бы Михаил Касьянов был великим харизматичным лидером, навязывающим свою повестку Кремлю и обществу, можно было бы согласиться с отказом от конкурентных процедур. Но выглядит так, что это просто расторговывание «льготы Немцова», благодаря которой ПАРНАС может выдвигать кандидатов без подписей. Здесь Кох довольно грубо, но верно описал эту ситуацию.

Мы полагали, что «льгота Немцова» принадлежит всей оппозиции и что ею могут пользоваться все. Если есть спор, то на праймериз. Сам Немцов был сторонником этой процедуры. Однако, желание присвоить общее и самостоятельно заполнять округа фамилиями победило. Можно какое-то время чувствовать себя крутыми, но скоро это разобьётся, и реальность ударит по всем, кто вместо честной конкуренции предлагает нам пустые бумаги с криком «это договоренности». Четверо из пяти участников коалиции не знали о этих «договоренностях».

Пойдите к избирателям и объясните им, почему выдвигаете слабых кандидатов, боящихся конкуренции, из-за этих «договоренностей». Кстати, Андрей Зубов — отличный кандидат, и его довольно консервативные взгляды мне импонируют. Его выставляют как человека, который боится праймериз, хотя он сам сказал, что сделает всё, что нужно в интересах дела. Я не на 100% был бы уверен в победе Соболь на праймериз, но уверен, что такое соревнование с дебатами и агитацией было бы на пользу всем.

Здесь не важно, кто из кандидатов — Соболь или Зубов, важен сам принцип: прежде чем стать единым кандидатом от оппозиции, необходимо пройти через конкуренцию. Даже «Единая Россия» проводит нечто подобное, понимая, что конкуренция повышает качество кандидатов и вовлечение избирателей. Здесь же наблюдается движение в обратную сторону — к политическому застою и деградации.

Жаль, что так произошло. Это и моё личное поражение, как сторонника внутренних выборов. Полтора года были потрачены впустую. Такой страх перед конкуренцией у этой публики, что они предпочтут 1% на выборах, чем рисковать и выходить на дебаты с теми, кто оспаривает их «позиции в оппозиции». Почти удалось убедить в этот раз, но всё сорвалось. Сделаем выводы и будем работать дальше. В общем и целом, моя позиция с 2011 года не изменилась: власть сменится не в результате выборов.

Оцените статью
Ритм Москвы