Вчера на одной из московских дорог сотрудники ГАИ остановили мой автомобиль и попросили всех пассажиров написать объяснительную на тему «ЧТО ВЫ ДЕЛАЛИ СЕГОДНЯ В МАЛАХОВКЕ?» Это может показаться сценой из мистического рассказа или детектива, где такой вопрос звучит как секретная шифровка: правильный ответ — свобода, неправильный — путь в ОВД. На вопрос о причинах таких требований ответ был прост: «так велело начальство». Если начальству велено, то не остается ничего иного, как следовать указаниям.
Дело произошло в Малаховке, где вчера проходила фото-сессия дач дочерей замгенпрокурора Геннадия Лопатина. У Лопатина две дочери и, как нетрудно догадаться, два загородных дома. Съемки проводились с целью продемонстрировать, что Геннадий Лопатин, советник юстиции первого класса, проработавший всю жизнь на госслужбе и ближайший человек к генпрокурору Чайке, как минимум, вызывает вопросы о своей честности. Расходы его семьи многократно превышают официальные доходы, а история, представленная в фильме «Чайка», является лишь верхушкой айсберга.
Следует напомнить, что жена Геннадия Лопатина, Ольга, с которой он формально развелся в 2012 году, была совладелицей сахарного бизнеса вместе с женами глав «банды Цапков». Мы собрали документы и факты, которые не оставляют сомнений. Ольга Лопатина в своей последней декларации указала годовой доход — 0 рублей. Но это не помешало ей стать соинвестором и совладелицей двух гостиниц в Греции за 25 и 14 миллионов евро, купленных вместе с сыном генпрокурора Артемом Чайкой. Про нулевой доход было бы смешно, если бы не помпезная вилла, купленная на Халкидиках.
Факт того, что Геннадий Лопатин занимает должность заместителя Чайки, спустя две недели после выхода нашего расследования и фильма «Чайка», создает впечатление о серьезном недоразумении в системе правоохранительных органов. Напомним ответ Ольги Лопатиной на наши вопросы — она утверждала, что сотрудничала с Цапками против своей воли, а развод с Геннадием был безоговорочным. А если развод действительно состоялся, то как же он может нести ответственность за действия своей бывшей супруги? Да и с кем не бывает, развелись после тридцати лет брака и на следующий год бывшая жена стала миллионершей. Это, конечно, не более чем наглая ложь.
В действительности, еще во время совместной жизни Лопатины скупали элитную недвижимость в Москве. Обратимся к декларации Геннадия Лопатина за 2014 год. Из нее складывается картинка, что замгенпрокурора — честный и порядочный чиновник с отсутствием имущества. Однако это не так. Квартира, доля которой принадлежит Лопатину, расположена в престижном жилом комплексе на Цветном бульваре. Площадь — 168 м². Квартира была куплена в августе 2009 года, а ее сегодняшняя стоимость составляет около 2 миллионов долларов.
Еще одна часть квартиры принадлежит Ольге Лопатиной, что, кстати, подтверждает, что их развод был формальностью. Имущество, как это обычно бывает, супруги не делили, а продолжают совместно владеть квартирой. Долями квартиры владеют также две дочери Лопатиных и еще внук и внучка. На момент регистрации долей в квартире внуку было всего 4 года, а внучке — 5.
Лопатины не ограничились одной квартирой. В 2009 году дочери Геннадия и Ольги Лопатина также стали собственницами двух соседних квартир в жилом комплексе «Кутузовская Ривьера». Каждая из них площадью 130 м² была куплена в один день. На момент сделки старшей дочери было 25 лет, младшей — 23 года. Очевидно, что такой суммы они не могли заработать самостоятельно. Младшая дочь продала свою квартиру, а старшая, судя по ее социальным сетям, продолжает жить в «Кутузовской Ривьере».
Таким образом, в 2009 году Лопатины приобрели три квартиры в элитных жилых комплексах на сумму 5 миллионов долларов, что в 32 раза превышает их семейный доход за тот же год. И это, заметьте, в то время, когда Ольга Лопатина была соучередителем компании с Цапками.
Что касается Малаховки, этот старый дачный поселок в десяти километрах от МКАД стал местом строительства дач для дочерей замгенпрокурора. На дачи, о которых мы говорили, и проехали ребята из ФБК. Дачи построены в лучших прокурорских традициях — высокие заборы и охрана с камерами, ставшими символом непрозрачности.
На данный момент одну из дач, построенную в августе этого года, еще отделывают, ее площадь — 1000 м². Другая дача, принадлежащая младшей дочери, чуть более скромная — 730 м² и достроена в декабре 2014 года. Стоимость таких объектов на рынке может достигать 208 миллионов рублей. Если привести эту цифру к более доступным масштабам, то можно предположить, что каждая дача стоит не менее 40–50 миллионов рублей.
Лопатин и его семья, безусловно, имеют гораздо большее имущество, которое мы еще не нашли, но начальные находки уже довершают картину. Состояние семьи Лопатина может исчисляться десятками миллионов долларов. Это подтверждают даже фотографии — вот, к примеру, внук замгенпрокурора на бизнес-джете в возрасте 8 лет.
В завершение, стоит подвести общую стоимость недвижимости семьи, найденной ФБК. Она исчисляется в один миллиард девяносто восемь миллионов рублей. Такие состояния не соответствуют официальным доходам семьи заместителя генерального прокурора.
Напомним, что в 2009 году, когда Лопатин с бюджетной зарплатой и нулевым доходом жены приобрел имущество на 5 миллионов долларов, это вызывает немало вопросов о честности всей системы. Ситуация требует общественного внимания и активных действий по разоблачению подобной коррупции.
Сегодня, когда Ольга Лопатина подала в суд на ФБК, утверждая, что ее деловая репутация была подорвана, остается открытым вопрос: кто на самом деле ведет честный бизнес, и кем являются их партнеры? Мы призываем каждого россиянина быть в курсе и поддерживать прозрачность в системе.