Сегодня по всей стране проходят акции протеста дальнобойщиков в разнообразных формах: от движения со скоростью 10 км в час до коллективного перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. Протесты связаны с системой «Платон», разработанной правительством для взимания дополнительного налога с большегрузных автомобилей. Это наглядный пример того, как может быть подорвана целая отрасль ради личной выгоды. Вам не кажется, что коррупция разрушает Россию? Вот несколько пунктов, которые стоит рассмотреть:
1. История создания «Платона» — это история о том, как проект был разработан и адаптирован под Игоря Ротенберга.
2. Правительство решает создать оператора для сбора денег с большегрузных машин по всей стране. Дальнобойщики портят дороги, особенно во время паводков, поэтому необходимо централизованное взимание платы и справедливое распределение средств.
3. Идея, казалось бы, неплохая: проводить открытый конкурс с участием иностранных компаний, имеющих опыт. Однако здесь возникает Чемезов из Ростеха, указывая, что по соображениям национальной безопасности конкурс проводить нельзя, и всё должно быть отдано «дочке» Ростеха.
4. Ок, с вопросами национальной безопасности не поспоришь. Создаётся эта «дочка» Ростеха, которой передаётся право собирать деньги с дальнобойщиков.
5. Сегодня стало известно: сын Аркадия Ротенберга соберёт плату с дальнобойщиков, так как он приобрёл 25% оператора системы взимания платы, которая с ноября охватит все федеральные трассы. Получается, что эта «дочка» Ростеха, созданная под предлогом национальной безопасности, потихоньку передала долю сыну Ротенберга. Это выглядит как отвратительная манипуляция с денежными потоками.
6. Как это часто случается с монополистическими проектами, с запуском «Платона» всё оказалось не готово. Система не заработала: водители не понимают, как всё работает, оборудование не налажено, царит хаос.
7. Всё это затевается ради сбора 40 миллиардов рублей «на ремонт дорог». Сумма эта смехотворна на фоне 622 миллиардов, которые предусмотрены в этом году, и уж точно не принесёт улучшений в состоянии дорог.
8. Из собранных 40 миллиардов, 10 уйдут «концессионеру», то есть Ротенбергу и Ко. Также стоит учесть, что оборудование для контроля водителей по всей стране обойдётся в 14 миллиардов. Естественно, эту сумму также запишут в расходы, подлежащие компенсации за счёт сбора.
9. Это не просто новый денежный побор, бьющий по малому бизнесу (значительная часть грузовиков принадлежит ИП), — это дополнительная головная боль и бюрократия. По новым правилам, водителям фур необходимо будет оплачивать проезд заранее и согласовывать маршрут с компанией «РТ-инвест транспортные системы». Специальное бортовое устройство, необходимое для регистрации пройденного пути, придется приобретать отдельно. За отсутствие прибора на борту грозят штрафы — до 1 миллиона рублей за повторное нарушение для юридических лиц.
10. Повышение стоимости перевозок, несомненно, отразится на конечной стоимости товаров, которые мы все покупаем. А это, как вы понимаете, не самый удачный момент для осуществления таких мероприятий. В итоге мы видим, что создаётся множество проблем ради организации стабильного потока прибыли для Игоря Ротенберга.
Если бы правительство действительно хотело помочь с финансированием дорог, проще было бы поднять акциз на дизельное топливо на 10 копеек. Это было бы гораздо проще, и не потребовало бы дополнительного администрирования.
Вместо этого, если так важно обогатить семью Ротенбергов, можно было бы ввести прямой налог на граждан — тысячу рублей в месяц «на Ротенбергов». Это принесло бы 145 миллиардов в год. Как говорит экономическая наука: если и вводить субсидии, то прямая всегда лучше, чем косвенная.
Таким образом, дальнобойщики правы в своих протестах. Они выступают против коррупции, и нам следует их морально поддержать. А чиновников, помогающих Ротенбергам, стоит «запечатать» в ракеты и отправить на ИГИЛ — получится довольно экстравагантная акция.