В понедельник, 17 августа, в городе Ванкувер, где я сейчас живу, состоялся запуск новой ветки местного метро (SkyTrain), получившей название «Канада» (Canada Line). Строительство, начавшееся в 2005 году, обошлось в 2 миллиарда канадских долларов и было окружено множеством скандалов, связанных с высокой стоимостью проекта, выбором модели поездов и жалобами о негативном влиянии стройки на магазины и рестораны вдоль линии. В день открытия проезд был бесплатным, а само событие сопровождалось развлекательными мероприятиями.
Я не упустил возможность стать одним из первых пассажиров, ощутив все прелести новой линии. Ее длина составляет 19200 метров, большая часть пути проходит в тоннеле, начиная со станции Waterfront до Marine Drive, затем по эстакаде до Международного Аэропорта (YVR) или до станции Richmond-Brighouse. Сам тоннель был предметом недовольства среди владельцев бизнеса и местных жителей, поскольку его вырыли с поверхности, а не пробурили, как это делается в Москве. Длина тоннеля чуть больше девяти километров, и его строили под улицами Cambie и Granville в центре города, что, конечно, сказалось на местных бизнесах.
На фотографии видно, что в «деловом центре» города (downtown) между станциями Vancouver City Center и Waterfront наземные работы продолжаются. Начало перевозки пассажиров было запланировано на 13:00, и, предчувствуя толпы, я выдвинулся из дома в 10:00. Живу я недалеко от станции Yeltown-Roundhouse, и путь до конечной станции Waterfront я проделал через Vancouver City Centre, где все было готово к приему первых пассажиров. Работник компании-перевозчика (Translink) отвечал на вопросы о том, как будет организовано движение.
Надземная часть каждой станции новой ветки выглядит одинаково: функциональные элементы без оригинальных решений. Рядом с каждой станцией есть лифт для людей с ограниченными возможностями, с детскими колясками или просто для тех, кто не хочет подниматься по лестнице. К 11:00 у станции Waterfront уже собралось около пятидесяти человек. Я обрадовался, что буду либо в первом, либо во втором поезде, и занял очередь. К двенадцати часам погода разогрела атмосферу, и людей стало больше. Многие, следуя рекомендациям на сайте, принесли головные уборы, зонтики и воду. Волонтеры в зеленых майках старались выстроить очередь, но из-за количества людей это у них не очень получалось.
Людям раздали синие книжечки с надписью «паспорт». Идея заключалась в том, что на каждой станции новой линии будут специальные места для штампов. Собрав все штампы, можно получить скидки в известных магазинах и участвовать в розыгрыше призов. В 13:15 долгожданный момент настал, и нас стали пропускать на станцию. Коридор украшали изображения тоннеля, а люди изучали новую схему движения. Новые табло показывают направление движения поезда и время до его прибытия. Есть два варианта: либо аэропорт, либо Richmond – пригород на юге Ванкувера. Пути расходятся в районе станции Bridgeport.
Я выбрал путь в аэропорт, где обещали бесплатное мороженое и модель станции, сделанную из конструктора. На каждой станции выступали артисты и раздавали что-нибудь вкусное. Мой первый поезд на линии «Канада» также стал предметом обсуждений. В British Columbia, где находится Ванкувер, расположен завод по производству поездов компании Bombardier Inc. На новой линии тендер на поставку составов выиграла корейская фирма Rotem, которая является подразделением Hyundai Motor Group. Эти поезда отличаются от местных более низкими затратами на эксплуатацию и высокой скоростью движения – 80 км/ч. Внутри вагоны просторнее, хотя окна оказались довольно мелкими, есть места для колясок и велосипедов.
Проехав весь путь за заявленные 25 минут, мы добрались до аэропорта. Много людей подсело на станции Bridgeport, так как движение начиналось одновременно с конечных станций, и пассажиры из Ричмонда в большинстве своем стремились именно в аэропорт. Основной целью проекта было обеспечить удобную транспортировку пассажиров из и в аэропорт, ведь до этого добраться можно было только на машине (такси) за 30–35 канадских долларов или на автобусе, что занимало больше времени. Теперь новая линия будет основным средством доставки гостей Зимних олимпийских игр, которые пройдут в Ванкувере в 2010 году.
Станция «Аэропорт» была самой оригинальной из всех. В метро Ванкувера отсутствуют турникеты и вместо них работают Fare Paid Zones — зоны оплаты. Это означает, что ответственность за оплату проезда лежит на пассажирских, и никого не проверяют при входе. Однако если во время контроля выяснится, что вы ехали без билета, штраф окажется довольно ощутимым. Направляясь в аэропорт, я уже знал, что впереди меня ждет еще одна очередь — теперь в несколько тысяч человек. В аэропорту подготовились к памятному дню и сделали новую обзорную площадку на взлетном поле, интересную схему аэропорта и даже установили симулятор полетов.
Попробовав лимонное мороженое и поставив печать в «паспорт», я пошел посмотреть на поезд из конструктора. Найти всё было просто, благодаря указателям направления. Модель станции оказалась выполнена на высшем уровне, рядом находился строитель игрушечной станции, который показывал, как приводить в движение поезд на электроприводе. Сфотографировав станцию снаружи, я отправился в обратный путь. Таково было мое путешествие по новой линии Ванкуверского метро.