Взорванный 13 февраля в своей машине заместитель муфтия Ставропольского края Курман Исмаилов, похороны которого запланированы на сегодня, пополнил печальный список жертв покушений на представителей мусульманского духовенства на Северном Кавказе. Такие убийства традиционно связывают с действиями боевиков, что имеет свои основания — они укладываются в концепцию джихада. Однако не все так однозначно в случае с Исмаиловым, который в прошлом сам был ваххабитом и менее года назад был задержан по подозрению в хранении взрывчатых веществ. Он высказывал опасения по поводу давления со стороны силовиков и заявлял, что знает, откуда оно исходит.
Покушение на духовного лидера на Северном Кавказе уже не является сенсацией. Ранее в этом блоге обсуждалось убийство муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева в декабре 2010 года, в результате чего возник вопрос: «За что убивают муфтиев?». Теперь встает вопрос: кому мог мешать своей деятельностью Курман Исмаилов, имевший ваххабитское прошлое? Этот экс-ваххабит в муфтияте провел семь лет в Саудовской Аравии, получив высшее образование в области мусульманского богословия. Вернувшись на родину, он столкнулся с недоверием со стороны местного духовенства, которое настороженно относилось к его иностранному обучению.
В 2003 году Исмаилов упоминался в прессе как распространитель идей ваххабизма, однако его взгляды не совпадали с мнением местных духовных лидеров. Сообщалось, что родители начали забирать детей из воскресной школы Исмаилова, опасаясь ваххабитских практик. По утверждениям знакомых, Исмаилов никогда не проявлял экстремистских взглядов и в своих проповедях обсуждал лишь духовные и моральные вопросы.
После нескольких лет работы в Ставрополье Исмаилов переехал в Москву, где стал преподавателем в Московском исламском университете, проводил лекции для мусульманских общин и занимался переводом религиозной литературы. В 2010 году он вернулся в Ставропольский край, где в 2011 году был назначен заместителем муфтия, ответственным за образовательный процесс.
В апреле 2011 года шейх Исмаилов стал объектом общественного внимания, когда был задержан правоохранительными органами по подозрению в хранении взрывчатки. Силовики утверждали, что он является «приверженцем экстремистского течения в исламе». В ходе обыска, как рассказывает Исмаилов, сотрудники обратили внимание на сумку его жены, из которой был извлечен предмет, вызвавший подозрение. В итоге их отвезли в милицию, где составили рапорт о «взрывчатке», однако обвинения так и не были предъявлены.
После инцидента в защиту Исмаилова выступили правозащитники и члены Общественной палаты РФ, что, возможно, предотвратило более серьезные последствия. Исмаилов отмечал, что не чувствует себя в безопасности и предсказывал возможность повторной попытки подбросить ему взрывчатку, выражая надежду на мудрость и объективность официальных лиц.
По словам экспертов, Исмаилов получал неоднократные предупреждения о необходимости «умерить свою активность», что вызывало раздражение у тех, кто не хотел изменений в религиозно-этническом балансе региона. Руслан Курбанов, член экспертного совета Совета муфтиев России, считает, что у Исмаилова не было конфликтов с боевиками, так как он никогда не поддерживал идеи насильственной борьбы.
Обстоятельства убийства Исмаилова остаются неопределенными. Сообщение об убийстве появилось на ресурсах, связанных с боевиками, но в интонации, вызывающей сожаление, что также наводит на размышления о вероятной причастности силовиков. Тем не менее, существует и версия о мести со стороны ваххабитов, которые могут считать Исмаилова изменником. Эти предположения требуют дальнейшего расследования, и следственные органы работают над выяснением круга общения Исмаилова и возможных мотивов преступления.
На данный момент тело убитого не было передано родственникам для захоронения, что является традицией для мусульман, и до сих пор остается в распоряжении следственных органов.