Итоги сегодняшнего голосования во втором туре выборов президента Южной Осетии ответят на важный вопрос: произойдет ли в республике смена власти. Этот вопрос актуален как для самой Осетии, так и для России, которая уже четвертый год расплачивается за признание этой небольшой республики значительными финансовыми вливаниями в ее государственность.
Кого России требуется видеть в кресле президента Южной Осетии – эффективного контролера финансовых потоков или послушного руководителя? Почему Кремль так долго молчал о своих симпатиях и кого на самом деле в итоге поддержал Дмитрий Медведев? В предыдущих публикациях анализировались финансовые аспекты «осетинского пирога» – одной из главных причин остроты борьбы за его дележ. Кремль не спешил открыто вмешиваться в эту борьбу. Однако за шесть дней до второго тура российский президент все же выразил поддержку одному из кандидатов – Анатолию Бибилову.
Эта поддержка проявилась в форме неожиданной, неанонсированной встречи Медведева с Бибиловым 21 ноября в администрации Владикавказа. Глава России деликатно отметил, что Бибилов – это «человек, известный не только в своей республике», который «активно работает с нашими ребятами и решает сложные задачи». Он также заверил, что Россия не оставит Южную Осетию без финансовой помощи, но подчеркнул необходимость эффективного руководства республикой. В ответ Бибилов, уже почти на правах президента, пообещал продолжить курс на сближение с Россией и укрепление дружбы.
Но под вопросом остается, что на самом деле означает жест Медведева в сторону Бибилова и какое влияние он окажет на исход выборов. В условиях высоких социальных напряжений в Южной Осетии и активности оппозиции, а также непредсказуемо хороших результатов Аллы Джиоевой в первом туре (где она уступила Бибилову всего 14 голосов), возникает опасение, что такая поддержка может стать для Бибилова «медвежьей услугой».
По мнению экспертов, в Москве могут быть обеспокоены ситуацией после первого тура и решать ее в пользу Бибилова, что и объясняет неожиданную встречу. Однако, как отмечает журналист Алан Цхурбаев, у Бибилова есть всего неделя, чтобы донести до своего электората, что Россия ему доверяет. Тем не менее, если в Южной Осетии действительно хотят менять не только личность, но и систему управления, то подобная поддержка может оказаться недостаточной.
Желание перемен в системе, а не в личностях очевидно. В видеосюжете «Кавказского узла» избиратели жаловались, что уже четвертую зиму люди в Южной Осетии вынуждены зимовать в палатках, а беженцы от войны в Северной Осетии до сих пор не могут вернуться на родину. Эмоции избирателей говорят о том, что они больше не готовы ждать годами обещанных благ независимости. Важно не столько, кто выиграет выборы, сколько тот, кто сможет изменить ситуацию к лучшему.
После первого тура аналитики отмечали, что Бибилов «явно переборщил с демонстрацией поддержки Кремля», однако его штаб не только не пересмотрел свои стратегические подходы, а даже усилил их. Перед вторым туром Цхинвал украсили плакаты с совместными фото Медведева и Бибилова. По утверждениям Джиоевой, такие плакаты появились по городу даже в день тишины перед выборами. Поддержка российского президента может обернуться для Бибилова подножкой, усиливая напряжение в Южной Осетии перед вторым туром, как считает Алан Парастаев.
Аналогии с выборами в Абхазии 2004 года также могут дать повод для размышлений о пользе или вреде поддержки Бибилова. Тогда Путин открыто поддержал Рауля Хаджимба, однако выборы выиграл его оппонент Сергей Багапш. Недовольство в Абхазии привело к тому, что Москва приняла жесткие меры после победы Багапша. В случае успеха Джиоевой предсказать аналогичное развитие событий в Южной Осетии сложно, как и возможность ее победы.
Москва пока ведет себя осторожно по отношению к Южной Осетии. Даже в кризисной ситуации с участием оппозиции Кремль не вмешивался, а уходящий Кокойты дал понять, что не приветствует вмешательство. Багапш после выборов в 2004 году также указывал на ошибки московских политтехнологов, которые не учли специфику региона. Ситуация в Южной Осетии схожа: экономические проблемы, задержки в восстановлении жилья становятся важными темами предвыборной риторики.
Важно, что антироссийских кандидатов в этой кампании нет, и новому президенту Южной Осетии предстоит завоевывать доверие не только своего народа, но и Москвы, которая продолжит финансировать независимость Южной Осетии.
