Админресурс и духовенство: за что убивают муфтиев?

Духовные лидеры Кавказа делятся на две группы: те, кто противодействует государственной власти, и те, кто с ней сотрудничает. Власть активно борется с первыми, в то время как устранение вторых на Северном Кавказе все больше становится частью джихада. Муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев, убитый 15 декабря в Нальчике, не скрывал своего сотрудничества с государственной властью.

Сращивание светской и духовной власти – явление далеко не новое для России и наблюдается не только в исламе. Роль Духовного управления мусульман России во многом состоит в обслуживании светской власти. На Северном Кавказе, где власти часто не способны держать руку на пульсе общества, ДУМы играют особенно важную роль. Для формирования подконтрольного массового сознания власть использует официальное мусульманское духовенство для политической пропаганды и борьбы за умы, иногда даже легализуя репрессивные методы управления.

Лидеры духовенства, пытаясь удовлетворить запросы светской власти и влиять на различные сферы жизни, рискуют вызвать недовольство как у нерелигиозной части общества, так и у радикально настроенной, имеющей своих духовных лидеров. Анас Пшихачев, который возглавлял ДУМ Кабардино-Балкарии с 2002 года, был значимой фигурой в республике. На его похоронах президент КБР Арсен Каноков отметил, что «хорошо знал Анаса-хаджи», который «открыто боролся с экстремизмом» и «твердо отстаивал традиционный ислам». Это, вероятно, и стало причиной его убийства.

Тема убийства Пшихачева вызвала оживленные дискуссии, объединяющие различные мнения. Один из комментаторов под ником Эксперт задается вопросом: «Разве он убивал кого-то? За что он был принесен в жертву?» Другой комментатор, apercot, утверждает, что для осуществления своих целей достаточно было поддерживать российскую власть и молчать о насилии против мусульман.

Напротив, Musafir считает Пшихачева соучастником составления списков «ваххабитов» и инициатором уничтожения джамаата КБР. Убийство стало очередным тревожным сигналом на фоне долгого периода нарастания насилия на Северном Кавказе.

Практически до 2005 года Кабардино-Балкария оставалась «островком стабильности» среди бушующих конфликтов на Кавказе. Несмотря на грубые нарушения прав мусульман, большинство из них не принимали оружие. Однако в 2004 году произошло нападение боевиков на Госнаркоконтроль, что стало явным признаком радикализации. Вскоре началась вербовка сторонников джихада и распространение листовок с призывами к вооруженной борьбе.

Особенно важно отметить, что в последующий период общая атмосфера напряженности только усиливалась. В 2005 году произошло нападение на силовые структуры Нальчика, последствия которого республика ощущает до сих пор. За неделю до убийства Анас Пшихачев на встрече с полпредом президента РФ вновь сообщил о составлении «списков неблагонадежных», на что Хлопонин ответил, что такие списки отсутствуют.

В комментариях упоминаются и личные обиды. Один из участников дискуссии вспомнил, как в 2006 году три его знакомых обратились к Пшихачеву с просьбой помочь отправиться на учебу, но он отказал им. Это ярко иллюстрирует сложную природу отношений между властью и духовенством.

Убийство Пшихачева не стало новшеством; за последние годы в республиках Северного Кавказа произошло множество гибелей видных духовных лидеров. Так, в Дагестане в августе этого года был убит начальник отдела исламского просвещения Магомедвагиф Султанмагомедов. В предыдущие годы аналогичные судьбы постигли многих, включая заместителей муфтиев и их советников.

Ситуация с убийствами духовных лидеров на Кавказе подчеркивает непростое и порой опасное положение, в котором оказываются те, кто пытается сочетать традиции ислама с требованиями светской власти. В условиях, когда опасности исходят как от радикалов, так и от силовиков, вопрос о том, как вести диалог между этими двумя мирами, становится все более актуальным.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы