Знакомьтесь, опытный управленец Олег Федорович Шахов. Как известно, опытные управленцы становятся таковыми после долгих лет работы с людьми. Предлагаю вам ознакомиться с одним из самых любопытных его опытов. Как вы думаете, что делают управленцы, столкнувшись с пробкой? Наверное, они хотят от нее избавиться. Но на самом деле опытные управленцы начинают думать, как бы на ней заработать. «Милая моя химкинская пробочка», – словно бы говорит Олег Федорович. – «Расти, моя прелесть. Я буду тебя любить и лелеять».
Плавно перейдем к сенсации. 22 июля 2011 года совет директоров ООО «СЗКК» утвердил, а 1 сентября 2011 года зарегистрировал в ФСФР 756-страничный документ под названием ПРОСПЕКТ ЦЕННЫХ БУМАГ. Если в этот момент жители Новых Химок с надеждой встрепенулись, ожидая решения проблемы жутких пробок на Юбилейном проспекте, то они сильно ошибались. Опытные управленцы не строят удобных проспектов, но с удовольствием возводят проспекты ценных бумаг. Документ можно найти здесь (ищем в 5 сентября 2011).
Тысяча химкинских активистов, помогавших в расследовании, кропотливо изучили все бумаги и нашли для вас самое важное. Отправляемся на 92-ю страницу. В пункте п.5.5.2 утверждается, что основным конкурентом СЗКК является федеральная трасса М-10 «Россия». Пункт 3.5.5 проясняет, как планируют бороться с этим конкурентом: «Доходность проекта зависит от обеспечения пользователей доступом к автомобильной дороге и отсутствия конкурирующих дорог. В этом отношении имеется средство защиты в виде механизма особого обстоятельства, которым будет считаться увеличение предельной пропускной способности федеральной трассы «М-10 Россия» на участке МКАД-58 км более чем на 10%».
В переводе на русский: Россия берет на себя обязательство не расширять Ленинградское шоссе за МКАД, а если она все же осмелится это сделать – должна платить концессионеру штраф. В этот момент химкинский активист падает в обморок. Очнувшись, он снова перечитывает документ и вновь теряет сознание. Да, дорогие друзья, вы все поняли верно. Застройщики трассы заложили в контракт запрет на расширение Ленинградского шоссе. Никто не обеспечивает доходность платных трасс так, как их загруженность, а загруженность платных трасс возможна, если все бесплатные дороги стоят в пробках.
Теперь перенесемся к Олегу Федоровичу Шахову – опытному управленцу. Как же он оказался замешанным в этой истории? В сентябре 2008 года в Минтрансе РФ в комнате №703 были вскрыты протоколы конкурса на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «Скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й – 58 км». Это был интересный конкурс, и о нем можно много рассказать. Чтобы не нагнетать обстановку среди химкинских активистов, отметим лишь, что в этом «конкурсе» «победил» тот, кто и должен был победить.
Для нас важно, как поступил опытный управленец Олег Шахов, увидев, что разгоряченный застройщик трассы вырубает химкинский лес и хочет, чтобы город попадал в пробку, а Ленинградка не расширялась. Вы скажете, что Олег Шахов сильно возмутился и встал на защиту жителей. Однако это навряд ли. Идем в протокол вскрытия конвертов, и что мы в нем видим? Олег Федорович Шахов! Самое время процитировать нашего героя. На вопрос о том, как он видит решение проблемы с пробками на Ленинградке, временный мэр Химок Олег Шахов ответил: «Решение – в скорейшей реализации проекта трассы Москва – Санкт-Петербург. Я имел прямое отношение к этому проекту и считаю его объективно совершенным».
В этот момент жители Химок, передвигающиеся на общественном транспорте, хватаются за голову, а автолюбители – за инструменты. Получается, что все так запутано, что жителям Химок не видать и метро, и продуманных развязок, и решения транспортных проблем, не видать расширения Ленинградки? Да, Шахов умудрился быть одновременно и разработчиком проекта трассы (в качестве директора ФГУ «Дороги России» 2004-2009), и ее исполнителем (с 2009 года – главным проектировщиком в ГипрДорНИИ), и теперь намерен стать ее охранителем.
Но есть и другие интересные персонажи. В частности, господин Ротенберг, об участии которого в офшорных схемах вокруг трассы уже много сказано в нашем докладе-исследовании. Раз в игре силы из ближайшего окружения Владимира Путина, вряд ли кто во власти хочет рассматривать альтернативные варианты прокладки трассы Москва-Санкт-Петербург. Вся эта афера с трассой – удавка на шее Химок. Причем в удавку попадают как жители, живущие дальше от Москвы, так и москвичи, пользующиеся Ленинградским шоссе. Напомним, что если пробок будет мало, штрафы будет выплачивать Россия, т.е. это касается всех граждан страны. При этом Россия уже понесла значительные потери на этом проекте (важный документ на эту тему называется Паспорт инвестиционного проекта, утвержденный распоряжением правительства от 30 ноября 2006 года №1708-р).
Если вы думаете, что прибыль от строительства пробок в Химках попадет в российский бюджет, то опытные управленцы снова смеются над вами и отправляют читать файл про оффшоры. Друзья, важно понять, что борьба с этой транспортной удавкой будет нелегкой. Есть «опытные управленцы», заинтересованные в том, чтобы стар и млад задыхались в химкинских пробках. Нам всем придется доказать, что Химкам с пробками не по пути. И сделать свой выбор.
