Перемены стучатся в дверь

Грядущий кризис российской политической системы стал главной темой 18-й международной научно-практической конференции, состоявшейся 18–19 июня в Барнауле. Политологический форум, с момента своего основания поддерживаемый экс-депутатом Государственной Думы Владимиром Рыжковым и Фондом имени Фридриха Эберта (ФРГ), в этом году носил название «Выбор России в новом десятилетии: застой или перемены?». Конференция обозначила ключевые болевые точки российского общества накануне парламентских и президентских выборов.

Более 150 научных работников, общественных деятелей, бизнесменов и журналистов из Алтайского края, Западной Сибири и Германии обсудили широкий круг вопросов – от актуальных проблем российской экономики до тенденций в развитии Рунета. Большинство экспертов, опираясь на материалы социологических опросов, отметили резкий перелом в настроениях россиян, произошедший за последний год.

В докладе президента московского Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева отмечается, что наблюдается стремительная делегитимизация российской власти: в фокус-группах практически никто положительно не высказывается о президенте Медведеве, а от премьера Путина не ждут никаких изменений в будущем. Впервые партия «Единая Россия» сталкивается с эффектом категорического отрицания. Протестные настроения растут, причем в столице, в отличие от провинции, они более выражены среди обеспеченных слоев городского населения, значительная часть которого не находит своего политического представительства.

Эти изменения в общественном сознании, по мнению Дмитриева, имеют гораздо большее значение, чем результаты грядущих выборов, которые пройдут по старой схеме. Проблемы, требующие решения, встанут с новой силой уже после выборов.

Политолог Андрей Рябов выделил главную проблему России: страна вновь оказалась вне глобального контекста. Старая парадигма глобального капитализма, рухнувшая с началом кризиса в 2008 году, оставила Россию в состоянии самодовольства. Государство продолжает ставить на автаркию, хотя самодостаточности уже не достичь. Вместо формирования повестки перемен власть сосредоточена на сохранении статуса-кво: патерналистский режим продолжает существовать, финансируя проблемы Северного Кавказа и обновляя политический фасад перед выборами.

Рябов считает, что если общество останется таким же эластичным к повестке дня, спущенной сверху, Россию ждёт длительная полоса декаданса, а естественный распад вертикали власти приведёт к разрушению единого социального пространства.

Анализ состояния российской экономики, представленный профессором МГУ и главным аналитиком консалтинговой компании «МК-Аналитика» Олегом Буклемишевым, показал неутешительную картину. С 2008 года реальные доходы населения не изменяются, инвестиции в производство не растут, а доля импорта во внешнеэкономическом балансе увеличивается. Экономический рост в основном связан с ростом цен на нефть: если в 2005 году для бездефицитного бюджета цена на нефть составляла 25 долларов за баррель, то сейчас этот порог достиг 120 долларов.

С 2008 года из страны «утекло» более 130 млрд. долларов. Количество трудовых ресурсов неуклонно сокращается, а по прогнозам, к 2030 году страна потеряет ещё 17 млн. рабочих. Как отметил глава Счётной палаты С. Степашин, за последние годы число налогоплательщиков уменьшилось на 1,25 миллиона, что сопоставимо с эмиграционными потерями после 1917 и 1991 годов. Все большее число молодых людей и предпринимателей испытывает «чемоданные» настроения.

Необходимость в пополнении бюджета становится критической, что ставит под сомнение возможность экономического роста. Дефицит Пенсионного фонда составляет 800 млрд. рублей, хотя президент Медведев официально признал, что чиновники расхищают около 1 трлн. рублей ежегодно. Вместо обложения «Газпрома» налогом на добычу полезных ископаемых, что могло бы принести до 800 млрд. рублей в казну, власти продолжают повышать ЕСН, что ударяет по малому и среднему бизнесу.

Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, отметил архаичность российской политической системы как один из главных факторов общей неэффективности власти. Устойчивость этой власти складывается из четырех элементов: личного рейтинга В. Путина, авторитета региональных и муниципальных властей, административного ресурса и фальсификаций выборов. По его словам, снижение популярности власти ведет к росту значимости последнего элемента, так как «плановый процент» (65–70% за партию власти) невозможно получить честным путем.

Проблема в том, что, выбирая сама себя, система разрушает собственную легитимность. Поскольку новых игроков на парламентское поле не допускают, в Думе останутся те же партии, что и сегодня, только с изменившимися пропорциями.

На конференции также было представлено мнение Ханса-Хеннинга Шрёдера, научного директора Германского института международной политики и безопасности. Он отметил, что для немецкого обывателя Россия не очень интересна: она редко упоминается в СМИ и обычно в негативном свете. Однако существует структурный интерес к России, так как без неё невозможно обеспечить стабильность в Европе.

Дискуссия о преодолении тоталитарного прошлого также вызвала много споров. Профессор истории АлтГУ Виктор Разгон упомянул, что доступ к архивам НКВД затруднен с 2006 года, что осложняет изучение истории. Он рассказал о большом терроре 1937–1938 гг., жертвами которого стали более 19 тысяч человек. Около 2,5 тысяч из них составили «кулаки» и национальные меньшинства.

Историк Андрей Зубов, генеральный директор Центра МГИМО «Церковь и международные отношения», дал сравнение двух современных Россия — современной и дореволюционной. Он отметил, что модернизация всегда проходила за счет общества, что создавало пропасть между ним и элитой.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы