Десять лет без Ельцина

По всем параметрам — от колоссального падения экономических показателей до гигантского обрушения личного рейтинга — эпоха Ельцина была оглушительно провальной и именно она в конце концов привела к появлению эпохи Путина. Однако, парадокс в том, что при всей ненависти отдельных россиян к Ельцину, многие продолжают относиться к нему с сочувствием, а время его правления пока не получило окончательной оценки.

Более того, ссылка на проклятые девяностые («Вы что же, хотите опять?!») сегодня не работает, и вряд ли вызывает прежний эффект. Ельцин не то чтобы был реабилитирован в глазах общества — это вряд ли произойдёт когда-либо, — но он также перестал восприниматься как жупел.

На мой взгляд, здесь можно выделить две причины. Во-первых, очевидно, что лично Ельцин не получал от власти ни малейшего удовольствия, и ничего, кроме разрушенного здоровья и массовых проклятий, она ему не принесла. Было видно, как он мучился, как медленно разрушался — и не только под действием алкоголя — как терял влияние на ситуацию и в конечном итоге добровольно ушёл в отставку.

Нельзя не признать, что многие его действия, такие как олигархизация российской экономики, чеченская война и приход Путина, имели ужасные моральные и экономические последствия для страны. Но, тем не менее, видно было, что он всё это понимал и относился к себе едва ли не строже, чем его оппоненты. Хотя при нём расцветали мрачные силы, его власть не так способствовала самовыражению и самоуважению подонков, как нынешняя.

Во-вторых, Ельцин по масштабу своей личности и действий, пусть и отвратительных иногда, больше соответствовал России, чем его преемники. Россия ценит масштаб едва ли не больше всех иных добродетелей. Ельцин не давил на прессу, не поощрял обскурантизм и не заигрывал с нацистами. Он был не ангелом, но и не бесом.

При Ельцине не возникало ощущения тошного бессилия, полной безнадежности и совершенной отстраненности от управления страной и собственной судьбой. Напротив, многим казалось, что их жизнь и судьба страны зависят от их воли, способностей и усилий. Ельцин не внушал чувство ничтожества перед лицом государства и сам не обожествлял его, что стало главным фетишем для многих, в том числе тех, кто мало работает и никого не любит.

Главное, на мой взгляд, заключается в том, что судить о каждом правлении следует с некоторой исторической дистанцией. У нас есть «Ельцин-центр», хотя не всё меня устраивает в его экспозиции. А вот «Путин-центра», по-моему, не будет.

Оцените статью
Ритм Москвы