Дмитрий Быков: Счастливец Вайда

Завидовать грешно, но судьба Вайды действительно завидна. Он прожил 90 лет, снял почти 70 фильмов и до последних дней сохранял ясный ум и душевное здоровье. Всё это стало возможным благодаря тому, что он жил и работал в соответствии со своими взглядами, в гармонии со своей страной. Ему не приходилось кривить душой. Ни с Родиной, ни с массовым зрителем он не ссорился.

Вайда не нуждается в посмертных панегириках, и перечислять его заслуги перед мировым кинематографом не так уж интересно. Он был художником социальным, и для него было важнее высказаться точно и своевременно, чем создать шедевр. Хотя некоторые его метафоры — например, карусель из знаменитого «Всё на продажу» — вошли в историю кино мгновенно.

Самые известные его фильмы, «Человек из железа» и «Человек из мрамора», сегодня утратили часть своей актуальности, и это к лучшему. Благо той стране, в которой искусство теряет актуальность, и горе тем, где сатира столетней давности продолжает обжигать, как и в наши дни.

Говоря о Вайде, важно отметить, что даже в сравнительно диссидентские времена, на рубеже семидесятых и восьмидесятых, он никогда не шел против своего народа, и народ не провозглашал его врагом. Быть патриотом в Польше означало защищать идеалы свободы и независимости, отрицать цензуру и заботиться о контроле над властью.

А в России, как нам внушают, быть патриотом и истинно народным художником — значит воспевать рабство, клеймить несогласных и поддерживать абсолютную власть, проклиная внешний мир и благословляя идейно-православного цензора. Не имеет значения, что все русские шедевры создавались в либеральные времена, и что расцвет науки часто был связан с открытостью.

Не по результатам судим, и никто не вспоминает, что Шукшин и Тарковский, отец и сын Тодоровские, отец и сын Германы — все они выходцы из «оттепелей». Вайда тоже сталкивался с официозом. Но вместе с ним шёл народ, у которого были ценности, и Вайда их разделял.

Иногда этот народ совершал ошибки и подлости. Вайда говорил об этом в своих работах, таких как «Девочка Никто» и «Страстная неделя». И никто не кричал ему в ответ: если вам не нравится — уезжайте в Россию или Америку!

Чтобы снять народный эпос «Пан Тадеуш», ему не приходилось прибегать к сусальной стилизации или кривить душой. Чтобы ощутить себя народным художником, он не нуждался в лжи и унижении. Я считаю его счастливцем. И не стоит возражать, что у них чуть не запретили аборты. У нас же абортировали будущее всей страной, и ничего.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы