Дмитрий Быков: Русская слава – или гнет безвкусного вранья?

Формальным поводом для увольнения Сергея Мироненко, главы Российского государственного архива, стало достижение предельного возраста для госслужбы – ему исполнилось 65 лет. В российской культуре на этот возраст смотрят иначе, чем на Западе: это начало истинной мудрости. Мы уверенно входим в эпоху новой геронтократии: стареет вождь, а вместе с ним и его окружение. Молодое поколение не стремится заниматься госслужбой; им более интересен бизнес, зачастую за границей. Таким образом, 65-летний руководитель становится не исключением, а нормой.

Однако Мироненко пересек другую границу, обнародовав часть документов о подвиге героев-панфиловцев, о которых, как оказалось, было не 28, а 100 человек, и многое было вовсе не так, как рассказывается в официальных версиях. Страшно сказать, но некоторые из павших героев впоследствии оказались в числе полицаев и даже требовали себе льгот.

«Война для России – не объект истории, она предмет мифотворчества». Сомнения в том, что 28 героев-панфиловцев погибли так, как сообщалось в 1942 году в «Красной звезде», появились еще в шестидесятых. Если ни один из них не выжил, кто мог поведать о знаменитых словах политрука Клочкова: «Отступать некуда, позади Москва?» Кто вообще расскажет, как все происходило? После публикаций Кардина правда о панфиловцах – сохраняя величие их подвига – начала обращаться в официальную прессу. Однако миф, созданный Александром Кривицким, было сложно опровергнуть. В действительности именно те, кто лгал, бросали тень на подвиг советских солдат, остановивших гитлеровцев под Москвой, а не те, кто старался восстановить истинную картину событий.

Мироненко своим примером продемонстрировал, что в России появилось новое сакральное знание: неважно, как все было на самом деле. Война не является объектом истории, а скорее предметом мифотворчества, и все аспекты этого мифа, нарушающие его целостность, будут отвергаться. Это уже происходило с историей Октябрьской революции, подлинные обстоятельства которой нельзя было оглашать даже Институту марксизма-ленинизма. Теперь же такая же ситуация наблюдается с Великой Отечественной. И совершенно не заботит новых идеологов, что правда о войне гораздо страшнее, драматичнее и интереснее всякого вымысла, что они могут придумать лишь банальности.

Факт заключается в том, что войну у нас отняли: она станет достоянием специально отобранных архивистов, которые, безусловно, будут хранить секреты, а документы останутся под замком. Правда, конечно же, неубиваемая, рано или поздно все станет известно. Но возникает серьезная опасность: не рухнет ли последний бастион нашего национального единства во время новых разоблачений и громких сенсаций? Не поблекнет ли русская слава под тяжестью безвкусного и патетического вранья? Или новые идеологи действительно думают, что пришли навсегда и никто никогда про них вслух ничего не скажет?

Оцените статью
Ритм Москвы