Трудно сейчас придется Украине. Действительно, конец войны или хотя бы затишье кажется возможным, но расслабляться не стоит. Кровопролитие с обеих сторон может прекратиться, как и взаимные обвинения в фашизме и телевизионные истерики. Однако вины за происходящее на войну уже не свалить, и сплачиваться придется не перед лицом агрессии, а по каким-то другим причинам. Готов ли кто-нибудь к этому, пока неясно.
Что касается России, ее траектория предсказуема благодаря историческим параллелям. Утверждение, что Сирия – это нынешняя Испания, звучит всё чаще. Однако вопрос в том, что Россия сегодня выполняет как бы чужую миссию. В Сирии, как и в Испании, идет гражданская война, но Асад не сражается за свободу. Запрещенная в России организация ИГИЛ, которую Владимир Путин видит как преемников немецкого фашизма, не кажется многим Диванным Стратегам главной мишенью. Напротив, эти стратеги с энтузиазмом заявляют, что именно в Сирии находится передний край борьбы России с Западом, а точнее – с Америкой.
Если принять испанскую параллель и представить расстановку сил 1936 года, становится очевидным, что мы помогаем Франко. История хорошо помнит, кто поддерживал его в это время. Ужас испанской аналогии заключается в ее убедительности. Сирия становится генеральной репетицией столкновения христианских демократических ценностей и всемирного зверства, невежества и фанатизма. На чьей стороне окажется путинская Россия в этом противостоянии, неясно, поскольку назвать ее демократическим, свободным и светским государством рискнет, похоже, никто.
Очевидно лишь одно: идиоты и обскуранты в России размножаются, словно в специально созданной теплице. Советский Союз, конечно, не был образцом свободы и демократии. Но в Испании 1937 года наши сражались бок о бок с американцами, такими как Хемингуэй, и англичанами вроде Оруэлла. Могут возразить, что Эренбург и Кольцов, герои интербригад, были нерусскими, и что я защищаю интересы мирового еврейства. Антисемитизм давно стал открытой темой, в том числе в официальной прессе. Но не стоит упрощать. В 1936 году СССР был во главе мирового антифашизма. Сегодня же он скорее противостоит анти-ИГИЛовской коалиции, что не внушает оптимизма, несмотря на благие намерения.
Это поднимает вопрос, лучше ли было советское время, чем постсоветское. В тогдашнем СССР и особенно в русской эмиграции даже самые радикальные фанатики не говорили, что в Испании происходит передовая борьба с Америкой и буржуазной Европой. Конечно, фашизм не сможет победить, даже ценой мировой катастрофы. Но устроить такую катастрофу может запросто, и сколько людей успеет до этого пострадать – неизвестно.