Южноафриканская Республика (ЮАР) при Нельсоне Манделе действительно стала страной не третьего, а четвертого мира. Произошло это на фоне процветания коррупции, упадка промышленности и образования, а также с учетом его коммунистических идей и восхищения такими кумирами, как Ленин и Мао. Это все корректно отмечает Юлия Латынина, хотя и подчеркивает, что намерения Манделы были благими. Неоспоримо, что жизнь чернокожих граждан до прихода Манделы была лучше, как это можно сравнить с бытом рабочих в России при царе и Сталине — условия жизни были менее тревожными, а порой даже более оплачиваемыми.
Нельзя забывать, что ни одна революция, как показывает история, не приносит улучшения финансового положения. После революции всегда следует разруха, несправедливость и даже репрессии, хотя иногда революции проходят без значительных жертв, ограничиваясь лишь легким хаосом. Мандела пришел к власти в результате мирных демократических выборов 1994 года, которые в масштабах ЮАР были настоящей революцией. Его смерть стала трагедией для всей нации, а он сам был именован великим сыном страны, и памятники ему появятся не только в ЮАР.
Жизнь в ЮАР после Манделы действительно ухудшилась, хотя сам он занимал нишу идеалиста, что, впрочем, не делает его стопроцентным идеалистом в стиле Мартина Лютера Кинга. Идеалисты всегда находят своих поклонников, независимо от того, чем обернулась их деятельность. Это парадокс Манделы: хотя он и был символом борьбы, его наследие не приносит улучшений для народа. В отличие от Гитлера, который не был идеалистом, хоть и пытался выставить себя таковым.
На похороны Манделы не многие приехали. Те, кто все же решил отправиться, порой признавались, что не хотят этого делать. Некоторые произносили трогательные речи, но, будучи откровенными, выражали нежелание жить в эпоху Манделы. Это, конечно, правильно: никто не хочет носить на себе бремя мечтателей, хотя мечты продолжают вдохновлять и объединять людей.
Несомненно, о Че Геваре по-прежнему звучат песни по всему миру, в то время как о Мао поют все реже даже в Китае. Я не призываю любить Манделу, но настоятельно предлагаю понять: без него жизнь в ЮАР могла бы быть лучше, но человечество в целом стало бы хуже. Это не хорошо и не плохо — это один из неприятных законов истории.