Два с половиной месяца назад экскаватор разрушал дом 19 века в Большом Козихинском переулке, символизируя безнаказанность застройщика, с которым, казалось, совершенно наивно и бесперспективно боролись защитники исторической Москвы. За то, что машина продолжала свою работу даже под угрозой со стороны активистов, она получила прозвище «сумасшедший экскаватор». Сегодня этот «герой» видеороликов выглядит грустно: кабина залита краской, антенна перерезана, в топливном баке — песок и камни, отверстия залиты пеной, а прорези для ключей — клеем.
Снос дома 19 века по адресу Большой Козихинский, 25 и строительство на его месте 7-этажного здания с двухуровневым подземным гаражом изначально не имели ничего общего с законом. Дом, признанный нежилым в 1996 году, в 2002 году неожиданно стал объектом для ТСЖ «Вектор», которое приняло решение о его сносе. Активисты из движения защиты Москвы утверждают, что ТСЖ не предоставило никаких правоустанавливающих документов, и такое масштабное строительство представляет угрозу для соседних зданий.
Первую победу в этой неравной борьбе активисты коалиции в защиту старой Москвы одержали не в суде и не на публичных слушаниях, а после столкновений с группой охранников, нанятых застройщиком. Хотя дом снесли, работы по указанию мэрии приостановили до проведения повторных слушаний по проекту. Однако у застройщиков оставался ордер на снос до 25 сентября, и местные жители справедливо предполагали, что они попытаются завершить разрушение до этого срока.
Так и произошло: когда рабочие начали укреплять забор и подключать электричество, активисты быстро собрали группу молодых людей и атаковали стройку. Они демонтировали забор и перерезали кабели. Полиция приехала только после завершения акции, ограничившись объяснительными с активистами. Работы больше не возобновились, но строительная техника и заграждения по-прежнему препятствовали проходу, и никакой информации о сворачивании стройки от московских властей не поступало.
Защитники старой Москвы решили не расслабляться и провели очередную акцию по расчистке прохода от строительных ограждений. Группы молодых людей, некоторые из которых были с закрытыми лицами, вновь вышли из темноты. Охранники на этот раз вели себя особенно тихо, один из них пытался фотографировать «нападавших», но быстро убрал камеру, услышав угрозу. Другой звонил в милицию, хотя едва ли верил в их быстрое прибытие.
«Да расслабьтесь, это пресненское отделение, они не приезжают!» — под громкий смех товарищей крикнул руководитель акции Игорь Мангушев. Основной удар пришелся на «сумасшедший экскаватор»: его вывели из строя, похоже, надолго. «Ну, кажется, все сделали, что могли. У меня кончилась фантазия. Какие еще будут идеи?» — спросил он. «Давайте угоним этот экскаватор», — предложил кто-то из команды. «Ну садись за руль», — парировал Мангушев, хотя все понимали, что угнать машину не получится: в бензобаке уже было много песка и камней.
«Все, расходимся», — скомандовал Мангушев, и группа с масками исчезла в темноте. Полиция приехала через полчаса. Оставшиеся для объяснения 5-6 местных жителей, среди которых были координаторы коалиции Роман и Елена Ткач, начали терять терпение. Разговор с полицией прошел спокойно и коротко. Охранники доложили о нападении, местные активисты показали распечатанную бумагу о прекращении работ и объяснили, что расчищали проход, поскольку строители не удосужились этого сделать.
Полицейские долго изучали документы, и один из них негромко сказал: «Надо это все как-то цивилизованно делать…», хотя было видно, что он понимает, почему все вышло не совсем цивилизованно. Позже один из полицейских сказал защитникам: «Мы за вас. Мы здесь, чтобы вас охранять. Волков из нас не надо делать!» Возможно, эти вежливые молодые люди в форме действительно искренне сочувствуют защитникам старой Москвы, а может, просто предпочли не вмешиваться, в отличие от своих коллег, которые ранее явно поддерживали застройщика.
Активисты признали, что могли бы подготовиться лучше: транспорт для вывоза бетонных блоков, на которых укреплены ограждения, они не смогли достать, а забор уже на следующий день вновь стоял на месте. Тем не менее, основная цель — «сумасшедший» экскаватор — была повержена. Главный смысл акции заключался в том, чтобы показать: жители не успокоятся, пока застройщик не уйдет из двора окончательно. Еще раз было напомнено, что сила сегодня на стороне активистов. Времена, когда законопослушные граждане обращались за помощью в милицию, суд или чиновничьи кабинеты, похоже, подошли к концу.
«Раньше они делали, что хотели, а нам говорили: не нравится – идите в суд!» — рассказывает правозащитник Андрей Миронов. — «Теперь мы решили поменяться местами. Мы делаем то, что считаем правильным, а если им не нравится – пусть идут в суд. Может, хоть там они нам предъявят свои правоустанавливающие документы, которые мы никогда не видели?»
«Что тут случилось, ребята?» — спрашивает проходящая мимо женщина. «Да у них беда случилась. Опять забор упал, и экскаватор совсем сломался», — ответил кто-то из ребят. «Да что вы?» — женщина довольно улыбнулась. — «Бывает же такое… Молодцы, ребята!» Полиция уехала, жители разошлись по домам, договорившись продолжить уборку территории и посадку деревьев взамен срубленных. Охранники вернулись в свою бытовку, и стало очевидно, что никто ни на кого в суд не подаст.