В Эквадоре индейцы составляют большинство населения. Однако о специальных правах для них в течение 500 лет никто не задумывался. Долгое время отсутствовала защита их национальной культуры, традиций и обычаев.
Лишь в 2008 году была принята новая Конституция, в которой закреплены важнейшие аспекты индейского мировоззрения и этики. В преамбуле говорится: «Мы — суверенный народ Эквадора, признавая наши тысячелетние корни, заложенные представителями различных народов, восхваляя природу, Пача-Маму, частью которой мы являемся и которая жизненно важна для нашего существования, поминая имя Бога и признавая разнообразные формы верований и духовности, призывая мудрость всех культур, обогащающих наше общество… решаем создать новую форму гражданского сожительства в гармонии с природой, ради всеобщего благополучия и cумак-кавсая…»
Два термина, упомянутые в тексте, не были переведены на испанский язык, и я оставил их без перевода и на русский. «Пача-Мама» можно интерпретировать как «Мать — Сыра Земля». А вот «cумак-кавсай» несколько сложнее. Спрашивая местных, я узнал, что это означает «благополучие», но не в материальном, как у европейцев, а в душевном смысле. Вспоминая молитвы Оптинских старцев, могу предложить перевод «сумак-кавсай» как «душевный покой».
В Конституции также нашли отражение права индейцев. Раздел I, глава II, статья 6 гласит: «Эквадорское национальность — это юридическая и политическая связь людей с Государством, без ущерба для их принадлежности к одной из индейских национальностей, сосуществующих в многонациональном Эквадоре.» В разделе II, глава II, статья 14 подчеркивается: «Народ имеет право жить в условиях здоровой и экологически сбалансированной окружающей среды, которая должна гарантировать устойчивость, благополучие и сумак-кавсай.»
Четвёртая глава этого раздела целиком посвящена правам общин, народов и наций. Приведу лишь несколько ключевых положений. Статья 57, пункт 3: «Право на признание, возмещение и восстановление ущерба общинам, пострадавшим от расизма, ксенофобии и других форм нетерпимости и дискриминации.», пункт 5: «Право на сохранение владения исконными землями и территориями…», пункт 20: «Право на ограничение военной деятельности на их территориях в соответствии с законом.», пункт 21: «Территории народов, проживающих в добровольной изоляции, являются исконными владениями, неприкосновенными и неуменьшаемыми.»
Следует пояснить: «Народы, проживающие в добровольной изоляции» — это те, кто живёт в джунглях, избегая контактов с европейской цивилизацией.
Раздел VII «Права природы» является истинно революционным и пронизан индейским духом. В статье 71 утверждается: «Природа, или Пача-Мама, где воспроизводится и претворяется жизнь, имеет право на всесторонне уважение и поддержание, а также восстановление её жизненных циклов, структуры и эволюционных процессов.» Статья 72 говорит: «В случае серьёзного или постоянного воздействия на окружающую среду, в том числе вызванного разработкой невозобновляемых природных ресурсов, Государство использует самые эффективные механизмы для её восстановления…» Таким образом, на протяжении всех 444 статей Конституции, многие считают её самой объёмной в мире.