В преддверии 9 мая мы отправились в Волгоград, который стал символом начала конца фашизма. С корабля на бал — это лучшее описание того, как мы оказались на праздничном мероприятии, посвященном Дню Победы, с участием гостей из Франции и Америки, среди которых были ветераны войны. На церемонии присутствовал и губернатор региона, знакомый нам по местным новостям, где о нем либо говорили хорошо, либо вовсе молчали.
Несмотря на то что волгоградские журналисты не игнорируют существующие проблемы, они с одобрением отмечают, что именно губернатор начал двигать решения в нужном направлении. Если бы не его усилия, многие проблемы так и остались бы невидимыми. В частности, была решена ситуация с обманутыми дольщиками, и данная тема постепенно уходит в прошлое.
Некоторые местные жители полагают, что в Волгограде нет ничего, кроме знаменитой скульптуры «Родина-мать зовёт!», но такое мнение неверно. Город действительно красив, а берег Волги представляет собой живописный пляж, который не уступает лучшим курортам. Здесь есть русские деревья, травы, камыши и чудесные острова.
Тем не менее, город и регион в целом остаются довольно депрессивными. Средняя зарплата составляет около 25 тысяч рублей, хотя некоторые счастливы зарабатывать значительно больше — главное, не лениться и не поддаваться соблазнам. В то время как лозунги вроде «кто хочет, тот добьется» уже не так актуальны, на фоне проблем с дорогами, которые кажутся банальными, настоящей неприязни вызывает не столько качество, сколько их количество.
Узкие двухполосные дороги в сторону Москвы и Астрахани не позволяют развивать скорость выше 70-80 км/ч, так как приходится постоянно обгонять медленные фуры. Множество участков находятся «на ремонте», а встречные потоки движутся по очереди. Напоминаем, что Волгоград и Астрахань по международным стандартам считаются довольно крупными городами, но ощущение дороги напоминает путешествие между двумя небольшими селами.
Волгоград обладает потенциалом стать туристической меккой — стоит лишь вспомнить о Волге и прекрасной рыбалке. Здесь можно ловить карася на червя, сазана на жмых, щуку на блесну и судака на джиг, но инфраструктура для этого оставляет желать лучшего. А стоит ли думать только о социальных проблемах, ремонте дорог и благоустройстве при дворовых территориях? Конечно, нет.
В таких местах гордость за русский героизм и потенциал ощущается особенно острее. Во время войны этот потенциал был реализован, однако сейчас он не реализован даже на 20%. Подавляющее большинство людей, вероятно, живут хуже, чем в советское время. «Успешный успех», «кому-то же удаётся», «вот Басков, Галкин, Моргенштерн», «а мой сосед на Lexus» — это не более чем иллюзии, за которые никто не хочет платить.
К счастью, осознание этого приходит, даже если несколько лет назад за подобные разговоры могли бы жестко осудить самые либеральные круги.