Вчера я обсудил приговор Алексею Навальному с множеством людей — как политизированных, так и не очень. Узнал о приговоре, находясь в Твери, где выступал перед молодыми кандидатами в местные депутаты в рамках проекта «За Чистую Власть». В зале собралось около 50 человек, примерно половина из которых в целом лояльна власти, голосовавшая на последних выборах за Единую Россию. Остальные отдали свои голоса за КПРФ (больше) и СР, ЛДПР, Яблоко (меньше).
Я задал вопрос: кто считает приговор Навальному справедливым наказанием за совершенное уголовное преступление? Поднял руку только один человек. Затем я спросил, кто считает это дело политическим, что Навального на самом деле посадили за его оппозиционную деятельность. Руки подняли около 15 человек.
Далее я принял участие в эфире Русской Службы Новостей, где моим оппонентом был писатель и доверенное лицо Путина Эдуард Багиров, который считает Навального обычным уголовником, а приговор — справедливым. Аудитория РСН значительно отличается от слушателей других медиа. Тем не менее, во время голосования мою позицию поддержали 2/3 от общего числа позвонивших, что для этой передачи является значительным показателем.
После эфира я направился на Манежную площадь, где общался с разными людьми — как из мира политики, так и теми, кто достаточно далеки от политической деятельности. Получал много звонков от друзей, которые раньше не интересовались политикой и, в частности, Навальным. Если обобщить все разговоры, то наиболее типичной была следующая оценка: «Я не фанат Навального, но то, что с ним делает власть – абсолютно недопустимо, и с каждым может это случиться». Вот так и рождается гражданское общество. Вот так и появляются национальные лидеры.