Весь интернет заполнен душераздирающими видео и свидетельствами подкупа избирателей в Жуковском. Очень показателен пост Евгения Доможирова с красноречивым названием «Я за Родину невоевал, но я ее продал», в котором он приводит огромное количество свидетельств о подкупах и различных безобразиях. Увы, подкупы действительно имели место. Сам видел очереди в агитпунктах, в основном состоящие из пенсионеров, ожидающих получения, как они полагают, честно заработанных денег.
Однако подкуп не стал существенным событием с точки зрения хода выборов и результатов голосования. Гораздо важнее другие факторы, о которых будет сказано ниже. Те, кто считает подкуп основным событием вчерашнего голосования, напоминают мне персонажей притчи о слепых мудрецах и слоне. Мудрецы ощупывали слона с разных сторон: один подходил сбоку и утверждал, что слон — это стена, другой обхватывал слоновью ногу и считал, что слон — это ходячее дерево, третий, потрогав хвост, заявлял, что это змея. А интернет и социальные сети, молниеносно распространившие ролики о подкупе, действуют как микроскоп, направленный на слоновий хвост.
Я же вижу слона целиком. Провел в Жуковском nearly два дня, лично посетил десятки избирательных участков, общался с сотнями людей, включая участников событий — кандидатов, членов избиркомов, наблюдателей, местных журналистов и депутатов.
Завершая тему хвоста, приведу три цифры, которые показывают, что подкуп не был решающим фактором победы Войтюка. Две из них известны абсолютно точно: количество проголосовавших на выборах — 30,911 человек и отрыв Войтюка от Новикова — 2,814 голосов. Третья цифра — это количество избирателей, которые проголосовали за Войтюка именно благодаря полученным деньгам в агитпунктах. Точных цифр, конечно, нет, но можно оценить, что это не более 1,000 человек. В каждом из пяти агитпунктов я и другие наблюдатели видели от 100 до 300 граждан. Максимальная оценка общего количества этих граждан от Михаила Тимонова составила 1,500 человек, хотя мне кажется, что это скорее 1,000.
Теперь вопрос: а если бы не было подкупа, как бы проголосовали эти люди? Значительная часть не пришла бы на выборы. Многие, учитывая, что это в основном пенсионеры, проголосовали бы за Войтюка или Аниканова. За Новикова, кандидата от партии Прохорова, маловероятно, что люди, готовые голосовать за 1,000 рублей, действительно бы поддержали.
Теперь о факторах, которые стали решающими в победе Войтюка. Их два. Первый — распыление оппозиционного электората между несколькими кандидатами. Я уже сто раз об этом писал: пока будет несколько кандидатов от оппозиционных партий и один – от властей, победит именно последний. Войтюк набрал около 37%. Реальные оппозиционные кандидаты — Новиков получил около 28%, коммунист Аниканов — 25%, Кнышов от СР — около 5%. Все вместе они составили большинство голосов — около 58%.
Второй фактор — низкая явка, составившая примерно 38%. Я прогнозировал результат выборов в зависимости от явки: была бы явка на уровне 45%, победил бы Новиков. Административный ресурс вытягивает своих избирателей на выборы, а оппозиция, увы, этого не делает. Новиков не смог привлечь всех своих сторонников. За него проголосовали 8,500 человек, в то время как в 2009 году, даже если учитывать официальные, сфальсифицированные данные, было 10,300. Коммунист Аниканов также не мобилизовал весь свой электорат — за него проголосовали 7,700 человек при 13,000 за КПРФ в декабре 2011 года.
Что касается фальсификаций, таких как вбросы, карусели, переписывание протоколов, их не было. В каждом участке присутствовали десятки наблюдателей, членов комиссий от оппозиции и журналистов.
