Борис Вишневский: Отмена 282-й – подарок для фашистов

На питерский митинг на Пионерской площади, прошедший 14 ноября, собралось, по моим оценкам, около 300 человек. Среди участников были множество знакомых лиц, а количество милиции, в частности, из ДПС, оказалось относительно немногочисленным. На подходе к площади заметили только один автобус ОМОНа. Вероятно, все силы были направлены на стадион «Петровский», готовящийся к «золотому матчу» «Зенита». Место проведения митинга было огорожено, как обычно, рамками металлоискателей.

Выступили такие активисты, как Андрей Пивоваров, Максим Резник, Андрей Дмитриев, Илья Яшин и Александр Скобов, обсуждая вопрос политических преследований оппозиционеров, которые не только не ослабевают, но и учащаются. Обсуждались факты нападений на журналистов, обычно остающихся безнаказанными. Участники митинга подчеркнули, что только единство в противостоянии репрессиям может заставить власть отступить. Также была отмечена необходимость отмены 282-й статьи УК РФ, которая используется как «дубинка против несогласных». Совсем недавно по этой статье было возбуждено уголовное дело против активистов партии «Другая Россия» – Андрея Дмитриева и Андрея Песоцкого, обвинённых в создании «экстремистского сообщества», что представляется абсурдным.

Другие примеры применения этой статьи, касающиеся разжигания розни к таким «социальным группам», как чиновники или милиционеры, также широко известны. Действительно, 282-я статья всё чаще используется для подавления оппозиции, и это безусловный факт. Однако её отмена станет аналогией выплескивания ребёнка вместе с водой. Не в самой норме дело, а в её использовании. Государство злоупотребляет этой статьей, но точно так же оно делает и с другими нормами: «вандализм», «оказание сопротивления сотруднику милиции», «организация массовых беспорядков»… Обвинения по статье «клевета» тоже стали обычным делом, как и случаи «хулиганства», по которым судят активистов, таких как Алексей Гаскаров и Максим Солопов. Примеры злоупотреблений нормами уголовного кодекса видны и в делах Ходорковского и Лебедева.

Как люди старшего поколения помнят, в советские времена многих диссидентов судили вовсе не по «политическим» статьям, а по «обычным» уголовным – за кражи или хулиганство. То есть, что будем делать, если не хотим злоупотреблений? Отменим все эти статьи? Но давайте представим, что 282-я статья отменена. Что дальше? Репрессивный аппарат найдет другие статьи для расправы с оппозицией. А какие меры принять против российских неонацистов, разжигающих ненависть к людям другой расы или веры? Как они обрадуются такому подарку!

На этом фоне сильно расходятся мнения с некоторыми либералами, которые уверяют, что нацисты, убивающие «инородцев» — должны быть наказаны, но их «коричневые» идеи должны оставаться неприкосновенными. Они утверждают, что нельзя преследовать за убеждения, а отношение к фашистам – это личное дело каждого, а не вопрос уголовного правосудия. На традиционный «Марш против ненависти», прошедший в память об убитом научном деятеле Николае Гиренко, они не пришли, объявив его «акцией приспешников государственной борьбы с экстремизмом».

За день до митинга против политических репрессий в Петербурге вспоминали активиста «Антифа» Тимура Качараву, убитого в 2005 году неонацистами, осуждёнными, в том числе, по 282-й статье. В феврале 2010 года срок по 282-й получил Константин Душенов, редактор «Руси православной», который публиковал материалы с ненавистью к представителям определённых национальностей. Если бы в то время мечта некоторых либералов об отмене 282-й статьи сбылась, его бы не наказали. Вы этого хотите, коллеги? Может, не будем делать фашистам подарки, показывая толерантность к их взглядам? Эта терпимость когда-то обошлась человечеству слишком дорого, и именно после этого в международных пактах появились строгие запреты на разжигание вражды.

Нужно требовать не отмены 282-й статьи, а изменения правоприменительной практики и обеспечения независимого суда, где данная статья не сможет использоваться как «дубина». Иначе придется запретить продажу опасных товаров в магазинах, а также книг, содержащих провокационные идеи.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы