Борис Вишневский: Прежний Конституционный суд эти законы бы просто уничтожил

Думский комитет по государственному строительству и законодательству одобрил ужесточение наказания за участие и руководство «нежелательными организациями». Теперь за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности» таких организаций можно получить до пяти лет лишения свободы.

Напомним, что «нежелательной организацией» считается иностранная организация, деятельность которой в России практически заблокирована. Она может быть признана таковой, если считается угрожающей основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности страны, в том числе в контексте участия в российских выборах. При этом решение о признании организации «нежелательной» принимает не суд, а Генеральный прокурор или его заместители — единолично, что исключает любые состязательные процедуры и возможность представить объяснения или аргументы.

Кроме того, любое «участие» в деятельности «нежелательной организации» повлечет за собой уголовное наказание. Аналогичная ситуация наблюдается с так называемыми «иностранными агентами»: решение о причислении к ним также принимает не суд, а Министерство юстиции, без какой-либо состязательной процедуры, ограничивая права тех, кто объявлен «иноагентами» или «аффилированными с ними».

Следует отметить, что попасть в список этих «агентов» можно, получая любое финансирование из-за границы и занимаясь «политической деятельностью». К политической деятельности относится даже направление обращений в государственные органы и распространение мнений о проводимой ими политике и принимаемых решениях. Это — прямая реализация конституционных прав!

Весьма странно, что решение, которое очевидно приведет к ограничению прав, принимается не судом, который констатирует нарушения закона, а единолично прокурором или чиновником. Таким образом, он отвечает за то, чтобы повлиять на чьи-то права, в том числе на конституционные. Возникает вопрос: как это соотносится, например, со статьей 19 Конституции, в которой говорится о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и принадлежности к общественным объединениям?

Если бы в России существовал Конституционный суд, как в 1991-93 годах, он бы отменил законы об «иноагентах» и «нежелательных организациях», а также многие другие, принятые в состоянии legislative frenzy. Но сейчас у нас совсем другой Конституционный суд, который кардинально отличается от прежнего. Многим из нас придется начинать с нуля. Возможно, это произойдет не завтра, но изменения обязательно наступят.

Мой телеграм-канал

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы