Георгиевская ленточка как символ политики

На пленарное заседание петербургского Законодательного Собрания 3 мая все депутаты, по просьбе председателя Вячеслава Макарова, пришли с георгиевскими ленточками. Все, кроме «Яблока» — мы с Михаилом Амосовым пришли с «ленинградскими» светло-зелеными ленточками, в цветах медали «За оборону Ленинграда». Именно с этими ленточками петербургское «Яблоко» в последние годы участвует во всех мероприятиях, посвященных памяти о Великой Отечественной, считая их наиболее близким для нас символом войны и блокады.

Когда я поднялся на трибуну ЗАКСа, чтобы предложить внести в повестку дня вопрос о референдуме по статусу Исаакиевского собора, спикер сделал мне замечание: почему я пришёл без георгиевской ленточки — символа победы над фашизмом? Я ответил, что для меня, сына и внука блокадников, «ленинградская» ленточка — это ничуть не меньший символ победы и памяти. Замечания подобного рода я не принимаю, ибо они явно несправедливы. К тому же к повестке дня заседания ЗАКСа, где не было ни одного вопроса, связанного с военной темой, ношение тех или иных ленточек никакого отношения не имеет. До праздника Победы — почти неделя. Депутаты — свободные люди и сами решают, что им носить, а что не носить.

Впрочем, проблема глубже, чем, на мой взгляд, возникший на пустом месте конфликт на заседании городского парламента. Георгиевские цвета использовались ещё в советское время — на колодке медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», на открытках и плакатах. Однако широкого распространения не имели. 12 лет назад, в мае 2005 года, георгиевские ленточки стали массово раздавать во время празднования 60-летия Победы. Это делалось, вероятно, чтобы создать новый массовый символ Победы, уйдя от красного флага, традиционно ассоциируемого с коммунизмом. Идея оказалась удачной — ленточка действительно получила широкое распространение, давая многим ощущение личного участия в праздновании Победы и сопричастности к истории своей страны.

Увы, длилось это недолго. Хотя и сегодня сотни тысяч людей искренне носят георгиевские ленточки, их символика постепенно изменилась. Чем дальше, тем больше георгиевская ленточка превращалась из личного символа в казённый символ государственного патриотизма, который стал олицетворять не столько память о войне, сколько лояльность власти и её курсу. Первоначальное объединение людей с помощью георгиевских ленточек становилось всё более формальным. Именно тогда ленточки начали повязывать на хозяйственные сумки и собачьи ошейники.

С каждым годом распространялось представление, что только прикрепив георгиевскую ленточку, можно стать «правильным» патриотом, тогда как тот, кто не прикрепил — не патриот. Это приводило к превращению патриотизма в агрессивный псевдопатриотизм. Внутри страны георгиевские цвета стали использовать провокаторы из прокремлёвских движений, нападающие на оппонентов. Эти цвета, особенно с весны 2014 года, стали символом внешней политики путинского режима, олицетворяющего агрессивный и хамский подход к внешнему миру.

В данных условиях не стоит удивляться тому, как к георгиевской ленточке относятся за пределами России, и почему многие внутри страны, включая автора, не считают возможным её носить. Идея, изначально хорошая, была испорчена, как и многое другое, что власть стала использовать в своих интересах.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы