Спикер российского МИДа Мария Захарова, при которой дипломатическая риторика, кажется, опустилась до уровня уличного хамства, иронично отреагировала на слова министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона о том, что стыд является мощным оружием, которое Запад может использовать против России. Кажется, ей было весело слышать подобные угрозы — стыдом! Возможно, стоит было бы призвать к совести, но такие слова, похоже, отсутствуют в кремлевском лексиконе.
Адам Михник как-то отметил: патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. Однако, похоже, эти люди не испытывают стыда ни за отправку на восток Украины вооруженных боевиков, ни за бомбардировки гуманитарных конвоев и госпиталей в Сирии, ни за сбитый «Боинг». Им все это кажется незначительным.
В ответ на очередное разоблачение во лжи, как когда-то писал Фазиль Искандер, остается лишь «наглая улыбка обесчещенного». Когда был убит Павел Шеремет, Захарова назвала Украину «братской могилой для журналистов и журналистики». Однако в России также были убиты Анна Политковская, Юрий Щекочихин, Наталья Эстемирова, Михаил Бекетов, Лариса Юдина, Анастасия Бабурова, Пол Хлебников, Тимур Куашев и многие другие.
В подавляющем большинстве случаев убийцы, организаторы и заказчики этих злодеяний так и не были найдены и наказаны. Но беспокойства ни Захаровой, ни ее начальников по этому поводу не наблюдается. За такими личностями давно уж высказался гениальный Евгений Шварц. «Когда в моде был загар, он загорел до того, что стал черен, как негр. И тут загар вдруг вышел из моды. И он решился на операцию. Кожу из-под трусов – это было единственное белое место на его теле, — пересадили ему на лицо. С тех пор он стал чрезвычайно бесстыден, и теперь пощечину называет просто «шлепок».