Борис Вишневский: Ответ холодильника телевизору

Продовольственные «антисанкции», введенные президентом России в августе 2014 года, — запрет на импорт ряда продовольственных товаров из США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии, — продлеваются еще на год. Соответствующий указ подписан Владимиром Путиным с уверениями, что это будет «хорошим ориентиром для отечественных сельхозтоваропроизводителей». Однако именно эти «хорошие ориентиры» мы наблюдаем на ценниках в магазинах. В 2014 году продукты в России подорожали на 10%. Прогноз на 2015 год начинается с 20%. В Петербурге за 2014 год минимальный набор продуктов подорожал на 21%, а за первые пять месяцев 2015 года – на 12.8%. Обещанное «импортозамещение» обернулось заменой сыра на «сырные продукты», которые (однажды попробовав) многие, в том числе и жены, настоятельно просят больше не приносить. Например, израильская картошка вдруг заняла место отечественной, а белорусские мидии стали предлагаться в магазинах, что выглядит довольно странно.

Это – своеобразный ответ холодильника телевизору. Как говорит Григорий Явлинский, это ответ российской экономики на российскую политику. Кремль утверждает, что Россия лишь отвечает на продление санкций Евросоюза, что было сделано 22 июня. Такая логика знакома: мы всегда и во всем лишь «принимаем ответные меры». Однако эта логика в данном случае вызывает сомнения. Существует понятие причинно-следственной связи, которое учат в школах: вода мокрая, огонь горячий, высота опасна. На федеральных каналах цепочку причин и следствий начинают с санкций Запада: они ввели – мы ответили, но опускают начальное звено, связанное с «Крымом и Донбассом». Санкции США, Канады, Австралии и Евросоюза были введены не из-за злобы «пиндосов» и «гейропейцев» к «встающей с колен» России, как заявляют в телевизионных шоу. Они были реакцией на политику России в «украинском вопросе»: «присоединение Крыма» и поддержку «республик» на востоке Украины.

Санкции были продлены в ответ на нежелание российских властей выполнять минские соглашения, главные пункты которых обеспечивают прекращение военных действий, включая вывод незаконных вооружённых формирований с территории Украины и мониторинг границы со стороны ОБСЕ. Ничего этого не сделано. Через российско-украинскую границу идет военная техника и переправляется оружие. Через эту границу поступают так называемые «добровольцы», пополняя ряды боевиков. Открыто вербуют «добровольцев» в России, а секретарь Совбеза Николай Патрушев утверждает, что Москва не может запретить российским гражданам участвовать в конфликте на востоке Украины и не может закрыть границу. Попробуйте перейти через границу с игрушечным пистолетом (не говоря о настоящем) где-либо еще – и сразу станет ясно абсурдность этих заявлений.

Отмена санкций Запада возможна: рецепты очевидны и многократно обсуждались. Необходимо прекратить поддержку боевиков, перестать поставлять им людей и оружие, а также перестать распространять фальшивую информацию о «фашистской хунте» и других мифах. Если это сделать, война закончится достаточно быстро. Соответственно, никакие «антисанкции» не понадобятся, а цены в магазинах снизятся – ведь у «отечественного производителя» снова появятся конкуренты. Вывод прост: чтобы улучшить экономическую ситуацию, необходимо изменить политику или сменить тех, кто ее проводит – если они способны действовать лишь в рамках существующего курса.

Оцените статью
Ритм Москвы