Сегодня в Петербурге Владимир Путин торжественно откроет вторую сцену Мариинского театра. На гала-открытии выступят звезды под управлением художественного руководителя театра Валерия Гергиева: Юрий Башмет, Диана Вишнёва, Пласидо Доминго, Леонидас Кавакос, Ульяна Лопаткина, Денис Мацуев, Анна Нетребко и другие.
Внутри вторая сцена Мариинки действительно радует — уникальный комплекс, который является средоточием лучших достижений современной технической мысли и претендует на звание лучшей оперной сцены в мире. Однако внешний вид здания вызывает споры.
Манера исполнения архитектуры вызывает недоумение. Этот огромный объект, скорее смахивающий на типовой торгово-развлекательный комплекс, мог бы вполне органично вписаться в район станции метро «Купчино» или «Озерки», где сосредоточены магазины, кафе и кинозалы. Но не рядом с Театральной площадью! На набережной Крюкова канала, которая сейчас перегорожена уродливым «мостовым переходом», соединяющим новую сцену с первой, такое сооружение выглядит особенно неуместно.
Стоит отметить, что в охранной зоне, где новое строительство под запретом, такие решения должны вызывать особое внимание. Эксперты предостерегали о недопустимости подобных проектов, но их мнения не были учтены. Ни один из питерских архитекторов не нашел в новом здании позитивных моментов; даже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обозначил его как «никакое». Поддерживает его лишь Валерий Гергиев, который отреагировал на критику, заявив, что «дуракам полработы не показывают». Это высказывание вызывает недоумение: ему указывают на архитектурное уродство, разрушающее исторический облик района, а он сосредоточен лишь на акустике и внутренней отделке.
Такое отношение к архитектуре показательно: для Гергиева, недавно удостоенного звания Героя Труда, она не имеет значения. Это видно и по его поддержке строительства 400-метровой башни «Охта-центра», которая могла бы навсегда изменить облик Петербурга, но была остановлена благодаря сопротивлению горожан.
На лицо не просто «градостроительная ошибка», о которой говорили еще во времена Валентины Матвиенко. Это — архитектурный позор Петербурга, вызывающий гнев и возмущение у горожан. Многие собирают подписи за снос этого монстра. Снести его вряд ли удастся, да и не уверены, что это выход. Однако необходимо сделать всё возможное, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.
Открытие второй сцены не может стать праздником для петербуржцев; это — горький день для всех, кому важен исторический облик северной столицы.