Майкл Бом: Олимпийская победа Тимановской

Белорусская олимпийская бегунья Кристина Тимановская на днях совершила, пожалуй, самый важный бег в своей жизни. Однако это произошло не на 200-метровой дистанции Олимпиады, как предполагалось, а в аэропорту Токио, где она попросила политическое убежище на Западе. Подобные «бега» нередко происходят на Олимпийских играх. Во времена Холодной войны инциденты подобного рода случались нередко, начиная с Олимпиады 1948 года в Лондоне, когда главный тренер чехословацкой женской команды по гимнастике попросила убежище в США. Почти на каждой последующей Олимпиаде отдельные спортсмены из СССР или стран соцлагеря выбрасывали свои медали и сбегали от репрессивных режимов.

Кремль, будучи задетым этими «бегами», с возмущением утверждал, что все это является «тщательно спланированной западной провокацией с целью дискредитировать Советский Союз». Интересно, что в том же духе белорусские власти нынче утверждают, что Тимановская была частью «операции по дискредитации Беларуси». Но, на самом деле, никто так не дискредитирует Беларусь, как сами белорусские власти и их пропагандисты.

Скандал начался с халатности спортивных чиновников, которые не провели обязательные тестирования на допинг двух спортсменок, в результате чего они были исключены из соревнования эстафеты 4х400 метров. Халатность в современной Беларуси приобрела новые масштабы, особенно на фоне интереса президента Лукашенко к Олимпиаде. На прошлой неделе Батька не без нажима предупредил своих подданных олимпийцев: «Если вы туда [на Олимпиаду] съездите и вернетесь ни с чем, лучше в страну не возвращайтесь».

Серьезная проблема возникла, когда руководство белорусской сборной, пытаясь скрыть свою нерадивость, приказало Тимановской участвовать в эстафете вместо дисквалифицированной спортсменки. Надежда была в том, что высшее руководство страны, включая сына президента Лукашенко, не узнает об их безалаберности, которая могла бы привести к увольнению причастных. Но Тимановская никогда не тренировалась в эстафете и не была готова к участию. Более того, участие в эстафете фактически лишало её возможности состязаться в том виде соревнования, к которому она готовилась – беге на 200 метров. Именно поэтому она отказалась подчиниться требованию, на что имела полное право.

Из-за отказа Тимановской, руководство сборной стало оказывать на неё сильное давление, включая угрозы. Главный тренер белорусской сборной провел с ней «воспитательную беседу», которую она записала, в ходе которой утверждал, что «сверху» принято решение отправить её домой. Ей велели уехать «по-хорошему» под предлогом получения спортивной травмы. Также ей было указано, что если она желает высказываться в СМИ или социальных сетях, то только в поддержку Беларуси или молчать.При этом главный тренер утверждал, что отправляет Тимановскую домой из-за её «психического расстройства». Интересно, что именно так советские органы шельмовали диссидентов за критику режима, нередко помещая их в психушки.

Весь этот политический прессинг на спортсменку явно противоречит принципам спорта. Тимановская задала резонный вопрос: почему она должна расплачиваться за нерадивость руководителей сборной? Однако у руководителей сборной была совершенно иная точка зрения. Они исходили из того, что поскольку она представляла страну на Олимпиаде, любая критика в адрес руководства сборной будет рассматриваться как «посягательство на белорусскую власть». Белорусские власти известны своим отношении к критике правящего режима, как это было показано в прежние времена. Мы помним, как белорусские журналисты и кандидаты в президенты подвергались арестам или были вынуждены покинуть страну. На днях белорусский журналист получил тюремный срок за «оскорбление» президента Лукашенко, и таких случаев было множество за все годы правления Батьки.

Силовые структуры жестко проводили аресты и пытали протестующих против фальсифицированных выборов. Мы помним случай, когда режим Лукашенко захватил гражданский самолет, вынудив его приземлиться в Минске для ареста одного из лидеров протестного движения. Есть подозрения, что спецслужбы Беларуси могут быть причастны к недавнему убийству известного белорусского активиста в Киеве, который поддерживал оппозицию. Видите, как мало что изменилось в Беларуси при Лукашенко со времен Советского Союза? Батька создал подобие полицейского государства и систему травли инакомыслящих.

По этой причине Тимановская решила попросить политическое убежище в другой стране. Даже если бы она подчинялась приказам, ее все равно ожидало бы наказание за «дерзкое неповиновение», поскольку она создала проблемы для начальства. В случае возвращения её могли бы отстранить от всех международных соревнований, а в худшем случае ждал бы более серьезный штраф за подставление всей белорусской сборной и публичную критику руководства. Белорусские власти могли бы легко составить новую статью УК о «антибелорусской пропаганде», как это было в СССР.

В итоге, Тимановская, к сожалению, не смогла участвовать в соревнованиях, к которым готовилась долгие годы. Но весь этот международный скандал стал для неё большой победой, а для Лукашенко – очередным сокрушительным репутационным поражением его давно дискредитированного режима.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы