Унесенные памятниками

Споры о сносе памятников всегда полны противоречий. Каждая сторона имеет свою правду, свою историю и свое видение этой истории. Яркий пример — снос памятников Ленину в России и на Украине. Для одних Ленин является палачом и последним негодяем, для других — отцом нации и основателем государства, которое стало мощной супердержавой, внушавшей страх и уважение в глазах всего мира, по мнению многих коммунистов и ура-патриотов.

Похожая дискуссия разгорается в США относительно сноса памятников героям мятежного Юга, связанных с Гражданской войной. Эти памятники были установлены с одобрением Севера как символ примирения после войны. Однако история, связанная с памятниками героям Юга, полна мифологии. Для южан, проигравших в Гражданской войне, эти памятники стали утешением, позволяющим культивировать миф о «героической борьбе» не за рабство, а «за самоопределение». Такие памятники создавали искажённую картину истории Юга, где зверства, связанные с рабством, сильно преуменьшались.

Север пытался утешить Юг и поддержать его дух после поражения ради консолидации нации, а Юг стремился сохранить свой идеализированный образ «южного образа жизни». Эти памятники также служили символами для потомков тех, кто сражался на стороне Юга, чья гордость была задетой из-за поражения и навязывания чужих ценностей. Для них памятники становились подтверждением того, что не всё потеряно. Они служили данью элегантному, хотя и мифологизированному, «южному образу жизни». Это, конечно, было самообманом для обеих сторон, но сплочение страны оправдывало такие иллюзии. Теперь, спустя 150 лет, многие в США больше не хотят поддерживать этот обман. Американцы, выступающие против памятников, заявляют: «Пора назвать вещи своими именами: все эти памятники героям Юга являются символами расизма, рабовладения и превосходства белых». Они требуют их сноса.

Считаю, что большинство памятников «героям» мятежного Юга следует переместить на кладбища или в музеи, а не оставлять на центральных площадях или в мэриях городов. Исключением, возможно, является Роберт Эдвард Ли, главный генерал Конфедерации. Он был награжденным офицером в армии США во время войны с Мексикой. Строго говоря, Ли не владел рабами, хотя и получил их по наследству от тестя. В отличие от других лидеров Конфедерации, которые понесли наказание за мятежную деятельность, Ли был амнистирован сразу после войны. В то же время он поддерживал реконструкцию и реинтеграцию разрушенного Юга в Соединённые Штаты.

Это не означает, что следует снести памятники Джорджу Вашингтону или другим президентам, которые были рабовладельцами. Важно воспитывать у молодежи понимание абсолютного зла рабства и того, как основатели страны были замешаны в этом грехе, создавая и поддерживая систему. Однако речь идет о тех сепаратистах, которые хотели разрушить страну во время Гражданской войны, а не о тех, кто стремился её сохранить. В отличие от советской конституции, которая предусматривала право республики отделиться от Союза, южные штаты такого права не имели. Сепаратисты были предателями, а не «борцами за свободу», поэтому вопрос о сносе их памятников остаётся легитимным. Вместо памятников им можно создать исторические музеи, посвященные ужасам Гражданской войны и позорной истории рабства в США.

Оцените статью
Ритм Москвы