Что разделило бардов?
Странно предполагать, что в обществе существует конфликт, а в таких культурных институтах, как консерватория, все спокойно. Мы — часть этого общества, и у нас тоже бывают споры и разногласия. Жанр авторской песни не является исключением.
Президент московского КСП Игорь Каримов в своей книге описывает, как организаторы слетов недовольствовались покойным Валерием Абрамкиным за то, что он «привлекал» к этим мероприятиям политические акции. В «Хронике текущих событий» упоминались задержания на слетах. Александр Галич находился под строгим запретом. Автор Николай Якимов вспоминал, как оставлял пустые места в афишах Александра Мирзаяна, чтобы потом вписать туда песни на стихи запрещенных поэтов.
Внутренние конфликты в жанре сейчас сосредоточены вокруг двух основных тем. Первая — это Грушинский фестиваль. Проблема заключается не только в том, кто прав — сторонники старой или новой волны. Некоторые авторы, исполнители и зрители не желают воспринимать «благословение» этого фестиваля, не считают нужным умиляться участию в нем одиозных представителей правящей партии и госчиновников. Легитимен вопрос: а в 90-х годах «Наш дом — Россия», партия власти, не «благословляла» фестиваль? Или это не вызывало такого раздражения? Или в больших залах тогда не выступали известные исполнители? Или в Чечню не ездили барды, чтобы поддержать российские войска, действия которых тогда были далеки от гуманизма и прав человека? Или не приглашали классиков жанра крупные личности, чтобы те исполнили свои знаменитые песни?
Водораздел пришел с «Норд-Остом». Этот проект был создан под руководством известных «Ивасей» — Георгия Васильева и Алексея Иващенко. Теракт, штурм, множество лжи, окружающей эту трагедию, вызвали недовольство и осуждение действий российской власти. Это было первым серьезным ударом по жанру. Я хорошо помню Георгия Васильева в студии, явно нездорового после воздействия неизвестного газа, и Алексея Иващенко, который сам вывел из захваченного Дома культуры на Дубровке несколько десятков артистов.
Когда в 2005 году было подписано письмо в поддержку Михаила Ходорковского, среди подписавших были и те, кто откровенно опасался последствий, и те, кто отказался из идеологических соображений. В годы «Маршей несогласных» на них можно было встретить представителей бардовского сообщества. Георгий Васильев стал одним из активных создателей «Лиги избирателей». Творцы выходили за пределы поддержки лишь бардовского клуба «Гнездо глухаря» или Центра авторской песни на Павелецкой.
В 2008 году, во время ввода российских войск в Грузию, среди классиков жанра были как сторонники, так и противники. Это известно как из публичных писем, так и из частных разговоров. В 2013 году на конференции об авторской песне поэт Дмитрий Сухарев озвучил свою поддержку власти, конкретно — Путину. В том же году Сергей Никитин отказался участвовать в юбилее Юрия Башмета, ссылаясь на разногласия с юбиляром относительно закона Димы Яковлева и его отношения к президенту.
Крым и Украина в 2014 году также внесли свою лепту в разделение. В 2007 году Александр Городницкий написал песню «Севастополь останется русским», которая стала символом крымской кампании и вызвала серьезные обвинения в его адрес. Сам Городницкий от песни не отказывается, но не одобряет способ присоединения Крыма. Юлий Ким также выразил свою позицию в стихах, осуждающих действия властей.
Игорь Грызлов, один из организаторов бардовских концертов, утверждает, что «Барды разделились на «Крымнаш», и это пора признать». Некоторые исполнители отказываются от участия в фестивалях, связанных с «Единой Россией». В марте этого года обсуждения в социальных сетях активизировались после выступления дуэта Евгений Быков — Лидия Чебоксарова в «ДНР». Многие авторы сегодня гастролируют в США, Израиле, Европе и Австралии, и русскоязычное сообщество этих стран реагирует на события в России.
Президент американского клуба авторской песни Валентин Черняк отметил, что, несмотря на талант исполнителей, их выступление под флагами террористической организации недопустимо. Каждый должен понимать: выступление там — это «западло». Сообщества бардов отказались от совместного сопереживания, и теперь их музыка несет другой смысл для разных сторон.
Лидия Чебоксарова ответила на критику, заявив, что это ее личное дело, куда выступать. После этого последовали два публичных выступления Александра Мирзаяна, одно из которых состоялось в клубе «Гиперион» в феврале 2014 года. Он заявил, что Украина — это «наши исконные русские земли». В 2015 году Мирзаяновское выступление в Донецке вызвало шквал эмоций, и его речь, поддерживающая российские действия, привела к расколу в сообществе.
В ответ на его слова некоторые коллеги отказывались участвовать в мероприятиях с его участием, а представители объединения «Первый круг» поддержали Мирзаяна. Обострение ситуации достигло предела, вызвав настоящую полемику внутри сообщества. Эта статья — не попытка выявить правых и виноватых, а выражение горечи от разделения, которое затрагивает близкое и понятное всем сообщество.
Надеюсь, что слова не перерастут в физические действия, но раскол вызывает тревогу и грусть.