Прошлогодние невзгоды на рынке газа давно остались позади, и 2021 год принес радостные новости для российских производителей и продавцов природного газа. Цены на газ продолжают бить рекорды, а дефицит газа в Европе не устранен. Газпром оказался под дождем не просто золота, а целым ливнем, и акционеры, вероятно, скоро примут решение о том, как распорядиться этим богатством. Российский бюджет, безусловно, получит свою долю этого потока, что сулит дополнительные средства для бюджетников и инфраструктуры. В целом, для экономики страны это позитивный сигнал.
Эта ситуация происходит на фоне завершения строительства проекта «Северный поток-2» и приближающейся зимы, которая, согласно прогнозам, не обещает быть мягкой. Хотя до ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» еще далеко, вопросы сертификации, страхования и получения разрешений на импорт остаются актуальными. Однако уверенность в том, что проект будет реализован, уже есть. Растущие цены и дефицит газа способствуют ускорению согласований в Европе на ввод проекта в эксплуатацию.
Рынок газа состоит из контрактных и спотовых цен. Контрактный газ, как правило, поступает по действующим трубопроводам, а его цена менее подвержена скачкам. В то же время, часть газа продается на спотовых рынках через биржи, такие как Henry Hub, где цены формируются в зависимости от спроса и предложения. Рост цен наблюдается как на фьючерсах, так и на трубном газе. В данный момент фьючерсные цены на газ на Лондонской бирже ICE превысили 800 долларов, и не исключено, что скоро достигнут отметки в 1000 долларов за тысячу кубометров.
Хотя официальный представитель Кремля считает, что цены на российский газ не зависят от спотовых колебаний, заместитель главы «Газпрома» Елена Бурмистрова указывает, что 56,1% экспортных продаж компании привязаны к спотовым индексам, и 30,9% — к форвардным контрактам. Оставшиеся 13% ориентированы на нефтяную корзину, также растущую, хотя и не так быстро.
Некоторые эксперты предполагают, что рост цен еще не достиг своего пика. Аналитики S&P Global Platts считают, что цены на Henry Hub должны подскочить до 10 долларов и выше, чтобы удовлетворить внутренний спрос на природный газ. Это будут самые высокие цены с 2008 года, когда в США было произведено на 40% меньше газа.
Необычно холодная зима в Европе и глобальный выход из кризиса, связанного с COVID-19, вызвали высокий спрос и значительно истощили запасы газа в хранилищах США. Кроме того, ураган Ида привел к остановке работы множества буровых в Мексиканском заливе, и 77% добычи нефти и газа до сих пор не восстановлено. Согласно статистике правительства США, запасы природного газа сейчас на 17% ниже уровня прошлого года и на 7,4% ниже среднего пятилетнего показателя.
Для достижения среднего уровня запасов к началу зимы американским производителям необходимо закачивать примерно 90,4 миллиарда кубических футов газа каждую неделю, что на 40% превышает обычный средний уровень. Последние данные показывают, что запасы газа в США за последнюю неделю увеличились на 52 миллиарда кубических футов, что значительно ниже необходимых объемов для подготовки к зиме.
Интересно, что внутреннее потребление в США не влияет на рост цен на газ, оставаясь на уровне 2020 года. Основная причина роста цен — это мировой спрос на природный газ и стремительно растущий сектор сжиженного природного газа (СПГ) в США. В первой половине года США экспортировали примерно 10% своего природного газа, что на 41% больше, чем год назад. Обычно излишки газа, добываемые летом, отправляются в подземные хранилища, однако в этом году запасы оказались ниже, и производители начали экспортировать большую часть газа в виде СПГ.
Азия и Европа нуждаются в дополнительных запасах, чтобы подготовиться к зиме, и большинство поставок будут поступать из США, поскольку неамериканские экспортеры СПГ проводят техническое обслуживание оборудования. Россия, являясь крупнейшим поставщиком природного газа в Европе, замедляет свои поставки на фоне высоких цен. Запасы газа в Европе сейчас на 16% ниже пятилетнего среднего, что также создает напряженность на рынке.
Различные незапланированные остановки на предприятиях по экспорту СПГ в странах, таких как Австралия, Малайзия и Норвегия, увеличили спрос на американский СПГ. Спотовые цены на природный газ в Европе, как правило, ниже, чем в Азии, однако в этом году европейские цены практически сравнялись с азиатскими, что призвало мировых поставщиков пополнить запасы.
Суровая зима в США может привести к тому, что внутренние рынки начнут конкурировать с азиатскими и европейскими покупателями, что вызовет дополнительный рост цен. В этом году цены на природный газ в США и на спотовом рынке были ниже, чем за рубежом, что способствовало рекордным объемам экспорта. Увеличение экспортных мощностей, введенных в эксплуатацию в 2020 году, также сыграло свою роль в этом процессе.
Что касается дальнейших прогнозов, то высокий уровень цен на газ может побудить производителей к дополнительным поставкам, что, в свою очередь, приведет к падению цен. Однако когда это произойдет, остается неясным. Можно сказать, что российским потребителям не стоит радоваться высоким ценам на газ, так как коммунальные расходы и цены на продукты питания, безусловно, вырастут.
В России нет системы, которая позволяла бы народу регулярно получать выгоду от «народного достояния». Хотя существуют суверенные фонды, управляющиеся министром финансов и вице-премьером, механизм распределения средств в них остается непрозрачным. В отличие от Норвегии, где правительство может тратить до 4% от стоимости инвестиционного фонда ежегодно, в России подобной системы нет. Следует учитывать, что успех Норвегии основан на прозрачности и долгосрочной стратегии.
Вероятнее всего, зиму мы переживем с высокими ценами, однако прогнозы на весну и лето 2022 года делать пока рано.