Навеяно прошедшими и предстоящими хождениями по чиновничьим кабинетам. С каждой сменой власти в запутанной системе государственного управления происходит очередное бурление, сопровождающееся массовым вытеснением прежних чиновников. Куда же податься тем, кто остался без работы? Откуда появляются бесчисленные неправительственные организации, комитеты по различным контролям, общественные советы и грантоедные фонды? В большинстве случаев их возглавляют экс-чиновники, которые, попадя под давление нового клана, были вынуждены уйти. Что делать дальше, если кроме взяток ничего не умеем? Выход есть! Создавать общественные объединения, присоединяясь к тем, кто располагает ресурсами, и манипулируя теми, кто попал в эти структуры.
За 20 лет в бизнесе ни разу не встречал «слугу народа», которого можно было бы назвать настоящим профессионалом своего дела. Возможно, нормальные специалисты в этой системе просто отсутствуют. Они не способны организовать даже элементарный субботник, а думают только о том, как извлечь выгоду из любого мероприятия. Подбор руководителей в государственных организациях подразумевает определённый уровень интеллекта: умеешь читать — служи. Но если ты способен изложить прочитанное, значит, слишком умен для чиновничьей карьеры.
Эффективность работы «народных слуг» определяется их происхождением и ментальностью. Если человек вырос в неблагоприятных условиях и выучился на строителя, он построит не более чем большой сарай, даже если ему поручили возвести дворец. Если президент с судимостью, неудивительно, что в стране укрепляются уголовные порядки, и международные политики шарахаются от нас.
Поскольку эта публике зачастую нечем заняться, после отставки многих прячут на нижестоящих постах, чтобы сохранить статус служащего. Другие, вылетев с треском, пытаются адаптироваться в новой для них бизнес-среде. Основные характеристики касты «слуг народа» — круговая порука и стремление толкать опальных в центр «стада», чтобы они выжили. Протекционизм приводит к тому, что в руководящих креслах оказываются личности с интеллектом питекантропа.
Некоторые чиновники, не вписавшиеся в систему, создают псевдогигантские организации (как можно иначе назвать комитеты по борьбе с коррупцией, созданные коррупционерами?). Источники их доходов не отличаются разнообразием: продажа удостоверений, которые могут пугать разве что бабушек у подъезда, вымогательство денег под предлогом проверок и участие в партийных бюджетах. Остальные становятся предпринимателями, пуская в оборот деньги, пока что заработанные взятками и воровством.
Много приходилось видеть таких собственников. Привычки государственной службы редко исчезают бесследно. Посещение таких компаний оставляет неприятный осадок. Симбиоз бардака и деспотичного управления: чем больше деспотии, тем больше удовольствия получает «горе-директор». Однако такая ситуация — это болезнь. И еще одно наблюдение: у этих «полубогов» с раздутым чувством собственного величия бизнес, как правило, долго не живет. Попав когда-то из грязи в князи, они возвращаются обратно в грязь. И, наверное, это правильно.
