Карин Беше-Головко: Свобода и необходимость

Свердловский областной суд поместил под домашний арест видеоблогера Руслана Соколовского, обвиняемого в «возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства» и «нарушении права на свободу совести и вероисповедания». Во французских и российских СМИ информация представляется так, будто его задержали за ловлю покемонов в храме. Однако это лишь часть правды. Да, он действительно «ловил» покемонов в Храме-на-Крови в Екатеринбурге, но арестовали его за публикацию видео, оскорбляющих чувства верующих. Юридически это не одно и то же.

Во всех обществах существуют определенные границы, установленные законодательством. В демократических обществах каждый человек может их сознательно нарушать, но тогда государство обязано реагировать на подобные нарушения общественного порядка и принимать правовые меры. Спорить с этим сложно. Основная задача судебно-правовой системы заключается в защите общества и людей, то есть того, что юристы называют общественными интересами. Вопрос заключается в адекватности ответа на подобные действия.

Проблемы подобного рода отсутствуют в жестких политических режимах. В Советском Союзе никто бы не осмелился демонстративно играть в крестики-нолики на партийном собрании. Во Франции во времена де Голля невозможно было бы организовать пробег, топчущего могилы на мемориальном кладбище. Однако в этом году мэр города Верден провел такое мероприятие, спровоцировав жесткую критику со стороны общества и политиков. Это был фарс, призванный сдвинуть общественные границы.

Как на это должна реагировать власть? Варианта два: или она применяет закон, который запрещает надругательство над захоронениями, защищая общественный интерес, либо поддерживает тех, кто эти границы сдвигает. К сожалению, французские власти избрали второй путь, что обуславливает их непопулярность среди граждан. Должны ли российские власти следовать этому примеру? На мой взгляд, нет. И, к счастью, они не следуют, что вызывает негодование у современного мейнстрима.

На первый взгляд, ловля покемонов — это просто игра, как и одежда буркини на пляже. Однако на деле за этим стоят гораздо более сложные вопросы. В случае с буркини несколько мэров запретили их из-за потенциального нарушения общественного порядка. Государственный совет аннулировал одно из решений, а суд подтвердил законность другого. Здесь очевидно, что дело не в одежде, а в вопросе о том, что позволено в обществе, в котором мы хотим жить.

Речь идет о границах дозволенного и недозволенного, которые нуждаются в правовой защите. Эти границы различаются в разных обществах. Проблема буркини может вызывать улыбку в России, но для Франции она крайне остра, что побуждает власти занять жесткую позицию в защиту общественных интересов.

Вернемся к покемонам. Этим летом ни во Франции, ни в России я не видела людей с телефонами, бешено ищущих покемонов. Пресса же акцентирует внимание на том, что покемоны появляются в школьных и церковных зданиях, а также в учреждениях госвласти. Эти покемоны словно целенаправленно выбирают места, связанные с общественными устоями, что воспринимается как провокация.

Как реагировать юридически на подобные действия? Все зависит от того, защищаем ли мы устои или поддерживаем их разрушение. В нормальной ситуации право должно защищать общественный порядок, наказывая нарушителей. При этом индивидуальные свободы также имеют значение. Судья должен найти баланс между правом на свободу слова и правом на свободу совести.

В деле Руслана Соколовского ситуация не так проста. Наш блогер не просто видеоблогер, а активист с ярко выраженной позицией против Церкви. Его позиция может быть охарактеризована как воинственный атеизм, что судья обязан учитывать. Если перед ним случайный игрок — это одно, если профессиональный политический активист — совсем другое. Вопрос заключается не только в храме, но и в более широком контексте.

Если сегодня антиклерикалист отправился в храм, и мы закроем на это глаза, то завтра он может посетить другие места, провоцируя общество. Мы хотим жить в таком обществе? Если нет, то единственным средством является жесткая правовая реакция на подобные действия. Соколовский находится под стражей. Можно спросить: а если бы он ловил покемонов в местах скопления афроамериканцев в США, какова была бы реакция американского судьи? Вероятно, она была бы жесткой.

Человек сознательно провоцировал и нарушал закон, и теперь он столкнулся с последствиями. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, и важно уважать чужие обряды и чувства. В противном случае необходимо реагировать на подобное поведение жестко.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы