За казачьими патрулями присмотрят стрельцы?

МОСКВА, 6 сен — В столице России ожидается появление патрулей казачьих дружин уже этой осенью. Аналогичные формирования действуют с начала сентября на Кубани, и Вологодская область также намерена последовать этому примеру. На протяжении последних двух десятилетий тема возрождения казачества активно обсуждается, а документации по данному вопросу накопилось столько, что ее трудно подсчитать. Например, на территории Всевеликого Войска Донского создано два тома резолюций и постановлений. Один из самозваных атаманов, называя себя полномочным руководителем Войска Донского, даже заключил договор с Джохаром Дудаевым о поддержке в борьбе за отделение Чечни.

В Вологодской области жители были удивлены, узнав, что их земля исторически считалась казачьей территорией. На улицах начали появляться люди в нестандартных мундирах, называющие себя казаками. В Череповце активно действует общественная организация «Казачья Северная Сотня», возглавляемая атаманом Поплавским, а в Вологде – Вологодский казачий отдел под руководством атамана Александра Ярового. Существует также казачье общество с атаманом подъесаулом Сергеем Яковлевым. Эти организации, как можно догадаться, обвиняют друг друга в самозванстве, при этом продолжают выступать за возрождение казачества как верного оплота государства.

Сейчас возникает вопрос: какого именно казачества мы хотим? В прежние времена в Вологде казаками называли наемных работников, которые в южных регионах именовались батраками. А ведь именно такие «казаки» у нас в избытке. Казачество когда-то было особым образом жизни. Потомки новгородских ушкуйников, поселившись на Дону, занимались рыболовством и овцеводством, но в основном проживали за счет грабежа. Кошевых и атаманов выбирали и свергали с легкостью; казаки не признавали власти никакого государства, хотя иногда служили и московскому князю, и польскому королю.

Крымский хан всегда имел казачьи отряды в своем войске. Казаки служили шведам, туркам и полякам, что, безусловно, свидетельствует о высоких моральных качествах и патриотизме. Когда вы читаете о славном казаке Тарасе Бульбе, не забудьте, что его сына Остапа захватили во время попытки запорожцев ограбить русский город Дубно, где, по слухам, было много богатства.

В начале XVII века маршал Валленштейн настаивал на том, чтобы прислали не польских гусар, а казаков. В письме, датированном 1630 годом, он просил 10 тысяч запорожцев. Оба Хмельницких, отец и сын, после которых гетманом стал Петр Дорошенко, признавали себя подданными турецкого султана. С крымскими татарами запорожские казаки не только воевали, но и сотрудничали. Начиная с 1579 года они принимали участие в Ливонской войне на стороне Польши, отличившись при взятии различных городов.

Патриотизм Богдана (Зиновия) Хмельницкого, к примеру, возник из личных причин. В тот период, когда он был при дворе короля Владислава IV Вазы, его родовое поместье захватил польский шляхтич Чаплинский, убив сына Хмельницкого. Коррупция в польском суде стала причиной его патриотического возрождения. Он изгнал польский гарнизон из Сечи и вступил в союз с крымским ханом, получив помощь в борьбе с польскими войсками.

Однако хан имел свои интересы и неоднократно предавал Богдана в критические моменты. В заключение Хмельницкий обратился за помощью к православной России. Но уже его сын подписал Слободищенский договор, признав Левобережную Украину частью Речи Посполитой. Гетман Петр Дорошенко, выходец из реестровых козаков Польши, подавлял восстание, желая присоединиться к России, и в итоге перешел в подданство турецкого султана.

Казаки также ходили в Персию и Турцию «за зипунами». Степан Разин, например, сначала отправился в Персию, а затем стал грабить с политической подкладкой, взяв Астрахань. Позже казаки Стеньки Разина опустошили множество городов и районов.

После Пугачева реку Яик переименовали в Урал, а яицких казаков стали звать уральскими. Поддержавшее Пугачева казачье войско расформировали, а запорожскую сечь ликвидировали, переселив сечевиков на Кубань, чтобы предотвратить бунты. В 20-е годы прошлого века на Кубани закрыли украинские школы, и кубанские казаки стали более русскими.

Несмотря на все изменения, удалось организовать казачество и поставить на службу государству, сделав хлебопашцами. Казачьи офицерские чины были приравнены к армейским, а казаки стали получать дворянство. На протяжении 20 лет казаки служили, имея свои наделы, приходя на службу в собственном обмундировании.

Казаками становились даже калмыки и буряты. Последний набор добровольцев в казачьи войска прошел в 1812 году. А в 1900-х годах казаки начали требовать отмены воинской повинности. Большевики обещали им это, и в результате казачество как военная сила было значительно нейтрализовано.

Интересно, что в 1917 году никто из казаков не выступил в защиту Николая II. Забыли ли, как Тихий Дон наполнился кровью? Уральские казаки не приняли власти большевиков, либо погибли, либо уехали за границу. Даже до 1936 года казакам запрещали служить в армии, поскольку считалось, что у казака голова не для того, чтобы носить папаху, а для размышлений. В Великую Отечественную войну казачьи формирования…

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы