Наш РФ-человек не только задним умом крепок, но и хочет быть уверен в завтрашнем дне. Именно поэтому он стремится узнать, что произойдет с президентом Владимиром Путиным в 2024 году и состоится ли в тот решающий год транзит власти. Иными словами: уйдет ли г-н Путин, которому тогда будет уже 71, на пенсию; если уйдет, то куда; если останется, то как.
В недавней программной статье журнала Forbes (в русской версии) рассматриваются все эти вопросы. Поскольку Путин по своей природе легист — то есть придерживается формальных правил, даже если фактически их нарушает, — едва ли он сохранит в 2024 году пост главы государства. Это было бы против Конституции РФ. Об этом недавно сам Владимир Путин заявил на пресс-конференции. И здесь можно, пожалуй, ему поверить. В 2008 году он тоже мог остаться, и большинство населения поддержало бы такое решение. Но Владимир Владимирович предпочёл другой сценарий с конституционно безупречным преемником Дмитрием Медведевым.
В настоящее время в различных кругах и в медиа обсуждаются три основные версии относительно 2024 года:
- Меняется Конституция РФ: окончательно снимается ограничение по количеству президентских сроков подряд. Тогда ВВП легально остаётся. Пока что этот план выглядит сомнительно, так как он чрезмерно демонстративен, чего г-н Путин никогда не любил. Кроме того, преемнику 2024 года придется расплачиваться за непопулярные реформы (новые налоги, увеличение пенсионного возраста и тому подобное). Нужно ли это Путину? Вряд ли он стремится к усугублению своего публично-политического стресса.
- Действующий президент передаёт пост доверенному преемнику: сам он может возглавить Госсовет — орган, выполняющий сегодня декоративные функции.
- Россия становится парламентской республикой: Путин переходит из президентского кресла в премьерское, забирая с собой большинство нынешних полномочий.
Лично я склоняюсь к мысли, что преемник всё же будет. Ни одна музыка не бывает вечной, сколько не меняй устаревшие батарейки. Усталость от власти — это вещь психологическая, а не физическая.
Каковы критерии выбора преемника? На мой взгляд, их два: полная и искренняя лояльность нынешнему лидеру, подтвержденная предыдущей жизненной практикой; сюда же — гарантии безопасности; готовность проводить реальные реформы, на которые ВВП не мог и не может решиться из-за своего врождённого консерватизма. Кроме того, преемник не должен быть слишком похож на г-на Путина, чтобы избежать соблазна прямых сравнений.
Оптимально этим критериям соответствует Ксения А. Собчак. Однако важно помнить главное: Владимир Путин — не стратег, а тактик. Поэтому основные решения по транзиту власти в 2024 году (а смена президента может произойти и раньше) будут приниматься ближе к делу, к часу «X», когда их уже нельзя будет игнорировать. А до этого все наши обсуждения на заданную тему остаются сугубо академическими.