14 марта в Ростове-на-Дону состоятся выборы мэра. Пост градоначальника будут оспаривать 4 кандидата, среди которых действующий мэр, «единорос» М.А. Чернышев, представители КПРФ и ЛДПР, а также один самовыдвиженец. Нынешний градоначальник занимает свое кресло уже 17 лет, и данная кампания является для него четвертой подряд. Чернышев был назначен главой администрации города в 1993 году. Чуть позже, в 1996 году, на первых для себя выборах он одержал уверенную победу, набрав 78% голосов. Затем в 2000 году доверие к нему со стороны населения несколько упало: 50,04% голосов (странная цифра, не находите?). Законное право на третий срок мэр-старожил получил в 2004 году, и областная избирательная комиссия зафиксировала более респектабельную цифру поддержки — 66% голосов избирателей.
Следует также отметить, что Чернышев с «перестроечных» времен находится в теснейшем рабочем контакте с абсолютным «политическим тяжеловесом» местного значения, ныне губернатором Ростовской области В.Ф. Чубом, который с 1985 по 1991 годы являлся фактическим начальником Чернышева. Официальная агитация в поддержку кандидатов стартовала 13 февраля. Однако заметной ее можно назвать лишь применительно к кандидатуре нынешнего мэра. Любой рекламный щит, витрина каждого второго магазина или учреждения пестрит агитационными листовками, недвусмысленно напоминающими горожанам о том, кто в городе является олицетворением «опыта, порядка и ответственности». Чтобы вдруг не забыли перед выборами.
ТВ и радио фактически отстранились от выборной кампании. Это слабо объяснимо, учитывая огромный пропагандистский потенциал данных СМИ. В отношении альтернативных кандидатов этот факт в общем-то закономерен, так как до последнего времени узнать о том, что помимо Чернышева еще кто-то баллотируется в мэры, можно было лишь посредством Интернета. Игнорирование мэром ТВ и радио удивляет, но только на первый взгляд. Чернышев может просто не видеть в этом смысла, ведь это уже четвертая подряд предвыборная гонка, и наиболее эффективные и отточенные приемы уже давно известны.
Мэр активно встречается с бюджетниками — учителями, врачами, офицерами. Это целевая аудитория, что ни говори. В каждой бюджетной организации существует ячейка «ЕдРа». Если обкатана технология, то и результат предсказуем: на встречах с городским головой силами активистов обеспечивается необходимая явка, задаются нужные вопросы. По моему ощущению, большая часть населения на выборы не пойдет — делаю такой вывод из общения со знакомыми. С одной стороны, это проявление пассивной гражданской позиции, но с другой стороны, все закономерно. Наиболее частая мотивировка тех, кто не придет на избирательные участки: «не за кого голосовать».
Например, Бессонов Евгений Иванович (КПРФ) оставляет запоминающееся впечатление благодаря эффектным футуристическим рекламным плакатам (хоть и малочисленным и немного запоздалым), но они подпорчены. Во-первых, его предвыборная программа, опубликованная в региональной «Правде», звучит как «власть рабочим, землю крестьянам». Популизм, причем довольно устаревший. Во-вторых, я, как и многие ростовчане, не проголосую за кандидата, который цинично размещает на плакате свою фамилию (большими буквами), рядом с квадратиком для галочки. Имени и отчества и в помине нет. Мол, знайте, бабушки и дедушки, только фамилию, возле которой птичку нужно поставить. Больше ничего вам знать не следует.
Тюрин Александр Борисович (ЛДПР) — координатор регионального отделения партии, адвокат, помощник депутата ГДРФ. Больше сказать о нем нечего. Благодаря Интернету хоть знаю, что есть такой кандидат. Так бы узнал об этом только в кабинке для голосования.
Наконец, Семашко Валерий Александрович (не путать с советским партийным деятелем Николаем Александровичем Семашко) — самовыдвиженец. Год рождения товарища Семашко — 1939. Что ж, «никогда не говори никогда». Личность весьма сомнительная, биографические данные которой странным образом прерываются в 1968 году.
Выборы мэра Ростова-на-Дону в силу объективных причин в очередной раз представляют собой техническую процедуру. Кстати, наиболее часто встречаемое объяснение своей позиции среди сторонников действующего градоначальника аналогично: «не за кого голосовать, пусть уж Чернышев будет». Абсолютная индифферентность. Это печалит больше всего.