Мы люди или звери?

Россия — единственная страна в мире, где общественные советы, призванные контролировать власть, формируются самой властью, а службы собственной безопасности находятся в подчинении контролируемых ими структур.

20 декабря 2013 г. На пленарном заседании Общественной палаты РФ обсуждались ежегодные доклады ОП РФ «О состоянии гражданского общества» и «Об эффективности антикоррупционных мероприятий…».

Первое, с чем хочу всех поздравить, это с наступающим Новым годом! Однако не могу не обратить attention на тех, для кого этот праздник вновь станет не счастливым. 8-детная семья архитектора Виктора Астапенко продолжает жить в Москве на съемных квартирах без регистрации и каких-либо жилищных перспектив. У старших детей в паспорте на месте штампа прописки — пустота, что влечет за собой негативные социальные и правовые последствия.

Еще один пример — 4-детная семья коренной сочинки Анны Ермаковой, которая уже 5 лет живет в арендуемом гараже. Городские и краевые власти проявляют полное равнодушие, занятые подготовкой к сверхдорогой и сверхпрестижной Олимпиаде. Эта ситуация перекликается с тем, о чем говорила Елена Тополева-Солдунова, подчеркивая необходимость преодоления социальной раздробленности в России. Государство должно нести ответственность за социальное благополучие граждан, включая обеспечение гарантированным социальным жильем.

Проблема социальной исключенности из-за отсутствия прописки — это то, над чем мы работаем совместно с Советом при Президенте РФ по правам человека. Парадокс в том, что все эти сложные проблемы можно решить легко и малозатратно, если государство решит помочь с арендным жильем. Об этом говорится в Программе Общественной палаты «Жилищный спасательный круг», принятой в сентябре 2012 года. Однако нас, к сожалению, не слышат.

В связи с этим, полагаю, что в разделе 3.3 «Гражданское общество в решении социальных проблем» проекта доклада необходимо упомянуть программу «Жилищный спасательный круг» и проблему социальной исключенности из-за отсутствия прописки.

Еще одна важная тема — сироты-инвалиды. Я не могу оставить это без внимания. Несколько десятков сирот-инвалидов, которые год назад были готовы к усыновлению в США, остались в интернатах из-за закона Димы Яковлева. Все-таки мы люди или звери? Усыновление ребенка-инвалида — это всегда чудо, невероятный счастливый случай. Любые ограничения в этой сфере безнравственны. Прошу Президента Российской Федерации Владимира Путина выступить с законодательной инициативой, исключающей детей-инвалидов из сферы действия закона Димы Яковлева.

Также в разделе 3.9 доклада «… Защита прав россиян за рубежом» следует отметить, что закон Димы Яковлева аннулировал российско-американское соглашение об усыновлении и тем самым лишил правовой защиты тысячи российских сирот, ранее усыновленных в США и являющихся гражданами РФ до достижения 18 лет.

Мы отстаем от Президента, который в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря отметил необходимость внедрения общественного контроля. Он подчеркнул, что общественные советы и палаты не должны быть формальными структурами, а должны выступать в роли экспертов и конструктивных оппонентов ведомств, участвуя в системе противодействия коррупции. Однако, как справедливо отмечено в проекте доклада, в большинстве случаев общественные палаты субъектов РФ и муниципальные советы формируются органами власти. Это значит, что они становятся «придатком» власти, и в ежегодных докладах ОП РФ не предлагается устранить этот нонсенс.

Считаю, что в разделах 1.4 («Развитие местного самоуправления») и 2.2 («Площадки общественно-государственного диалога») проекта доклада важно указать, что при формировании составов общественных палат субъектов и муниципальных общественных советов не должно быть участия органов исполнительной власти.

Коррупция — главный враг России, и об этом говорят все, включая Президента. Преодолеть коррупцию невозможно, если она также затрагивает ключевые инструменты борьбы с ней — правоохранительные органы и спецслужбы. При этом ни в одном из «антикоррупционных» докладов Общественной палаты, включая обсуждаемый проект доклада 2013 года, не говорится о ключевой причине этой проблемы — о неэффективности служб безопасности. Примером этого является «Кущевка», которая показала неэффективность, став «госстандартом».

Правозащитники уже много лет предлагают вывести управления собственной безопасности МВД из-под контроля региональных управлений. Это программа-минимум. В идеале контролирующая структура должна находиться вне ведомства, которое она контролирует. Правоохранительные органы и спецслужбы могут быть наделены функцией взаимной профилактической деятельности. Так устроен весь мир. В России же контролеры подчинены контролируемым органам. Предлагаю включить в доклад ОП РФ «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий» тезис о необходимости реформы служб собственной безопасности МВД России, ФСБ и других ведомств.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы