Дмитрий Болкунец: Лукашенко тестирует Кремль

Арест журналиста Геннадия Можейко и блокировка сайта «Комсомольской правды в Беларуси» следует рассматривать исключительно как продолжение русофобской политики Александра Лукашенко. В августе прошлого года издание столкнулось с препятствиями по печати и распространению своей продукции на территории Беларуси. Для редакции была закрыта возможность пользоваться типографией на территории страны. Газету стали печатать в России. Также издание было исключено из подписных каталогов, а реализация через сеть розничной продажи «Белсоюзпечать» столкнулась с трудностями.

Причины этому несколько. «Комсомольская правда» — одна из крупнейших газет, которая выходила в Беларуси на протяжении последних лет, имея сильную репутацию и своего читателя. Она объективно конкурировала с ведущей государственной газетой страны, холдингом «Беларусь сегодня». В середине 2000-х тираж белорусской «Комсомолки» превышал 300 тысяч, тогда как подписка на «СБ. Беларусь сегодня» достигала 500 тысяч экземпляров. «Комсомольская правда» неизменно вызывала раздражение у чиновников администрации Лукашенко.

Белорусские власти, проводя зачистку медиапространства, исключают всех конкурентов, не связанных с государством, включая зарубежные медиа. «Комсомольская правда» столкнулась с такими же условиями работы, как и другие СМИ, публикующие материалы, противоречащие официальной позиции. В прошлом году Лукашенко остро отреагировал на высказывания главного редактора «Комсомольской правды», который в разгар президентской кампании сделал смелое заявление о возможном проигрыше Лукашенко на выборах 9 августа.

Спустя неделю после выборов Владимир Сунгоркин отметил, что Лукашенко фактически проиграл, независимо от личного отношения к нему. Лукашенко воспринял эти слова как послание из Кремля и с раздражением отметил: «Видите ли, руководитель их, сидя в Москве, выступил с заявлением, и началась тенденциозная подача информации». Отношения Лукашенко и журналистов были всегда сложными — он не терпел критику и предпочитал похвалы. Выход из опалы Лукашенко для журналиста практически невозможен, и «Комсомолка» оказалась заложницей его характера.

Некоторые белорусские деятели даже призывают главного редактора «КП» извиниться перед Лукашенко. Стоит отметить сдержанную реакцию российских официальных лиц и журналистского сообщества. Возмущение вызвало лишь задержание одного журналиста, но никто не хочет видеть широту проблемы, включая массовые репрессии против журналистов и гражданского общества. Печально, что это не замечают российский МИД, Совет по правам человека и депутаты.

На протяжении многих лет в Беларуси существует негласный запрет на профессию журналиста. В тюрьмах находятся десятки журналистов, а почти все негосударственные общественно-политические СМИ ликвидированы. В Минске могут работать только ресурсы, подобные «Sputnik Беларусь». Это российское издание, контролируемое или выполняющее поручения администрации Лукашенко, имеет свои установки о запретных темах и лицах, что сказывается на качестве информации.

Для Лукашенко подобные ресурсы удобны, поскольку они могут публиковать материалы, которые мало кто читает, накручивая трафик и отправляя в центр отчеты. Процесс изгнания из Беларуси «Комсомолки» и введение запрета на въезд в страну для нескольких десятков российских журналистов — очередной маркер для тех, кто верит, что с Александром Лукашенко можно о чем-либо договориться. Компромиссы с ним невозможны. Загнавший себя в международную изоляцию Лукашенко еще не раз предаст и кинет тех, кто его сегодня поддерживает.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы