Сегодня был вынесен обвинительный приговор в отношении белорусских граждан, обвиняемых в «разжигании межнациональной розни между народами Беларуси и России» и публикации критических материалов в российских СМИ. Трое публицистов — Сергей Шиптенко, Юрий Павловец и Дмитрий Алимкин — были арестованы в декабре 2016 года и признаны виновными в умышленных действиях, направленных на возбуждение национальной вражды или розни группой лиц. Каждому из них назначено пять лет лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на три года. Четвертого гражданина, Юрия Баранчика, шеф-редактора Regnum, пытались экстрадировать из Москвы, но российский суд не нашел состава преступления.
Меня не сильно беспокоит содержание статей авторов, с отдельными из которых можно дискутировать; больше возмущает сам факт ареста людей за их суждения. Если они что-то нарушили, вполне можно ограничиться беседой, предупреждением или штрафом, а не арестом. Анализ стенограмм данного процесса и предъявленного обвинения показывает, что основанием для преследования стали «экспертные» заключения, во многом формировавшиеся под влиянием ряда белорусских СМИ, усматривающих угрозу белорусскому суверенитету и самоидентификации белорусов.
Преследование граждан за их взгляды подрывает процесс формирования двусторонних союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации. Трудно представить полную интеграцию двух государств, если в одной из частей Союзного государства сторонники единения России и Беларуси будут подвергаться судебным преследованиям за свои патриотические взгляды. Суд над приверженцами союзных отношений в Беларуси носит явный антироссийский характер.
Хотя я не знаком с авторами, изучая дело, прочитал их книгу «Экономика Белоруссии. Исторические очерки XX–XXI века», изданную в январе 2017 года в Москве. Никакого экстремизма в ней нет. Арест «пятой российской колонны» и «агентов Кремля» получил поддержку от некоторых представителей оппозиции и СМИ. Люди, мечтающие о Беларуси, интегрированной в ЕС и европейские ценности, радуются арестам своих соседей. Оппозиционные политики, осмелившиеся поддержать арестованных, получили свою порцию оскорблений. Вот такая свобода слова.
Примечательно, что любая антироссийская политика белорусского руководства находит полную поддержку со стороны части оппозиции. Арестовывая в 2016 году пророссийских публицистов, Лукашенко, вероятно, надеялся, что Москва предложит выкуп. Однако российские СМИ, политики и общественные деятели проигнорировали дело арестованных. Пассивную позицию занял и российский посол в Минске А. Суриков, косвенно поддержав белорусское обвинение.
Белорусское медиаполе давно зачищено. Оппозиционные СМИ внутри страны мало чем отличаются от государственных. Проблему представляет российский медиарынок. Для усиления «правильной» повестки за последний год появились несколько порталов, освещающих российско-белорусские отношения, в основном минские авторы, работающие за московские деньги. Практически все эфиры на федеральных телеканалах, посвященные белорусской теме, Александр Григорьевич смотрит лично и искренне расстраивается, когда его не хвалят.
Распространена практика блокирования контента некоторых российских федеральных телеканалов. Даже ресурс «Спутник. Беларусь» за последнее время стал пропагандистским инструментом действующей власти. На днях был заблокирован популярный белорусский оппозиционный сайт «Хартия97», вещающий из-за границы. Портал радикализировался, но это не повод его закрывать. Новость о блокировке ресурса вызвала бурю возмущения в десятках стран мира и может стать темой нового торга Лукашенко с отдельными странами ЕС.
Как я и предвидел год назад, белорусские власти усилили борьбу со всеми недоброжелателями в России. Отдельные граждане Беларуси, проживающие в Москве, получают настоятельные рекомендации уволиться из-за своих союзнических взглядов. Отношения Минска и Москвы с апреля прошлого года стабилизировались. Все официальные встречи заканчиваются «чаркой на посошок». Лукашенко получил финансирование взамен на лояльность. Кремлю, в преддверии выборов, необходима исключительно позитивная повестка, чем активно пользуется белорусский руководитель.
Когда же наконец до россиян дойдет, что Лукашенко не является сторонником реальной интеграции с Москвой? Нынешний белорусский лидер проводит последовательную политику обособленности, рассматривая Россию исключительно как донора. Москва, в свою очередь, платит за это, предоставляя субсидии, кредиты и открывая рынок для белорусских товаров, получая взамен постоянные оскорбления, высылку бизнесменов, закрытие своего рынка и давление на журналистов.
Не придется ли, как в случае с Украиной, через пару лет кусать локти? Чтобы этого избежать, необходимо активизировать обсуждение этих проблем на всех уровнях уже сейчас.