Происшествие на Белорусской АЭС будет иметь политические последствия

Происшествие на строящейся Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) в Островце вызвало общественный резонанс как в самой Беларуси, так и в соседних странах. Что же произошло?

В середине июля белорусские оппозиционные СМИ опубликовали информацию о том, что 10 июля 2016 года на площадке строительства БелАЭС состоялся инцидент, связанный с обрушением реактора при его установке в реакторном отделении. Спустя две недели, 26 июля, на сайте белорусского Министерства энергетики был размещен комментарий: «По информации генерального подрядчика АО «Атомстройэкспорт», нештатная ситуация произошла на площадке хранения корпуса реактора при проведении такелажных работ по его перемещению в горизонтальной плоскости. РУП «Белорусская АЭС», являющаяся заказчиком проекта, незамедлительно затребовало у генерального подрядчика все необходимые документы и сведения».

1 августа на сайте «Росатома» было опубликовано интервью с первым заместителем генерального директора Александром Локшиным, курирующим проект. Он рассказал: «В ночь с 9 на 10 июля одна из субподрядных организаций выполняла операции по перемещению корпуса реактора с одного ложемента на другой. Подъем корпуса реактора осуществлялся вне здания реакторного отделения, так как шла подготовка к его подъему. Корпус планировалось переместить на расстояние около 10 метров, не меняя его горизонтального положения. Однако при строповке субподрядчиком были допущены отклонения от инструкции, что привело к перекосу груза при его подъеме. На высоте около 4 метров возникла неисправность подъемного крана, из-за чего корпус оставался в подвешенном состоянии более получаса, что привело к увеличению перекоса. В результате корпус реактора проскользнул по стропам и повис диагонально, соприкоснувшись с землей. Весь процесс был зафиксирован на видеозапись с регистрацией усилий на крюке крана. Даже в момент касания земли, основной вес изделия — более двух третей — удерживался краном. Поэтому использование таких слов, как «удар о землю» или «падение», является неуместным, так как это искажает суть произошедшего: скорость движения корпуса не превышала скорости пешехода».

В условиях недостатка информации и сложности с посещением объекта журналистами, подобные разъяснения воспринимаются как недостоверные. Создается множество вопросов, например, как понять фразу о том, что «скорость движения корпуса реактора до соприкосновения с землей не превышала скорость пешехода»? Ведется видеосъемка, но почему ее не публикуют?

Как все начиналось? В начале 1980-х годов существовали планы по строительству АЭС на территории БССР, но после чернобыльской катастрофы они были отменены. С 1986 года в республике действовал 20-летний мораторий на строительство АЭС. Общественность неоднократно возвращалась к этой идее в 90-е и начале 2000-х годов, однако она не находила поддержки у руководства и населения. Ситуация изменилась с резким ростом цен на импортируемые энергоресурсы из России в середине 2000-х. Это подтолкнуло белорусские власти к возобновлению идеи строительства АЭС. В середине 2006 года правительство Беларуси утвердило план строительства электростанции.

Строительство АЭС до сих пор вызывает споры среди ученых и общественности. Противники указывают на негативные последствия аварии на ЧАЭС, когда зараженной оказалась треть территории страны, а каждый пятый житель оказался в зоне поражения. В зараженной зоне оказались 27 городов и около 36 тысяч населенных пунктов, а ущерб оценен в 235 миллиардов долларов. Приводятся доводы о экономической нецелесообразности проекта и экологических рисках. В то же время белорусское правительство утверждает, что станция обеспечит дешевую электроэнергию и повысит конкурентоспособность продукции.

Происшествие на БелАЭС нанесло репутационный ущерб строительству станции, которая оценивается в 10 миллиардов долларов и является крупнейшим инвестиционным проектом России в Беларуси. Главным лоббистом строительства выступает корпорация «Росатом», а поддержка оказывается Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), стремящимся к реабилитации атомной энергетики на территориях, пострадавших от аварии. Замена корпуса реактора может стать единственным верным решением ситуации, и генподрядчик уже обратился к белорусским властям с этим предложением. Однако неясно, кто будет нести ответственность за убытки.

Важно обеспечить гласность при строительстве объекта. На международной арене противником строительства выступает Литва, и беспокойство о безопасности объекта, расположенного всего в 50 км от Вильнюса, только усиливается. Литва проводила референдум в 2012 году, на котором 64,77% граждан высказались против строительства атомной станции. В истории атомной энергетики есть примеры, когда построенные АЭС, такие как «Цвентендорф» в Австрии, не были введены в эксплуатацию по итогам референдума.

Инцидент на БелАЭС может укрепить позиции Литвы в Брюсселе в противодействии строительству станции. 28 июля 2016 года правительство Литвы вручило белорусскому дипломату ноту в связи с инцидентом иobратилось за поддержкой в Брюссель. Президент Литвы Даля Грибаускайте выразила обеспокоенность, заявив, что «Беларусь избегает ответов на вопросы о безопасности и не желает допускать наблюдателей».

Ситуация с БелАЭС может стать новым рычагом в нормализации отношений Минска с Европейским Союзом. Напоминаем, что решение о закрытии Чернобыльской и Игналинской АЭС принималось под давлением Брюсселя. Россия, как главный подрядчик и инвестор, не допустит отказа от строительства БелАЭС. Минск оказался в сложной ситуации, и для ее разрешения необходим открытый диалог между всеми заинтересованными сторонами — Беларусью, Россией и Европейским Союзом.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы