«Вот и убили нам Франца Фердинанда!» Все мы помним эту знаменитую фразу из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Ровно сто лет назад сербский националист Гаврил Принцип застрелил Франца Фердинанда д’Éсте, наследника австро-венгерского престола. Это событие стало сигналом к началу Первой мировой войны.
Причины этого момента имеют параллели в современных международных событиях. Национализм и шовинизм продолжают оставаться движущей силой международной политики, приводя к распаду государств. Амбиции различных стран в одном регионе вновь становятся причиной конфликтов. До начала Первой мировой войны свои интересы на Балканах делили Россия, Австро-Венгрия и Турция. Сегодня конфликт на Украине во многом связан с тем, как Европейский Союз и США распределяют свои интересы на этой территории.
Как ни странно, именно Франц Фердинанд выступал за новое государственное устроение — федерализацию, основанную на национальном принципе. Он был единственным представителем Габсбургов, который понимал, что империя должна измениться, чтобы выжить. К концу XIX века стало очевидно, что главной проблемой дуальной монархии Австро-Венгрии было ее многонациональное население, состоящее из 12 различных этнических групп.
Две из них — венгры и немцы, составляли 44% населения и обладали властью, в то время как остальные группы (поляки, чехи, русины, румыны, хорваты, боснийцы, словенцы и итальянцы) почти не имели политического влияния. Фердинанд д’Éсте планировал радикально изменить политическую карту Австро-Венгрии, создавая полуавтономные государства, которые должны были стать частью объединенных Соединенных Штатов Большой Австрии.
Однако с началом Первой мировой войны его планы отошли на второй план. Эта война забрала миллионы жизней, но также положила конец монархии, которую некоторые историки называли «казармой народов».