Россия, которую мы потеряли

Одной из самых любопытных тем в истории колониальных захватов является существование «варварских» государств, которые, с точки зрения Европы, смогли сохранить свою независимость. Таковыми являются Сиам (Таиланд) и Абиссиния (Эфиопия). На фоне тотального дележа территорий между великими державами чудом уцелело несколько таких оазисов, в каждом из которых возникла интересная культурная ситуация, частично напоминающая раннепетровскую Россию – живописный меланж западного декора и туземных традиций.

Не дожившее до двадцатого века, но продержавшееся почти весь девятнадцатый век Гавайское королевство, признаваемое всеми ведущими государствами, было ярким примером. Единственной причиной, по которой «дикарская» страна могла сохранить независимость в те хищнические времена, было умение за себя постоять. У короля Камеамеа Великого (1810 — 1819) была сильная армия, вооруженная ружьями, и неплохой флот. Правящая династия островов, где совсем недавно убили капитана Кука, за несколько поколений европеизировалась и облагообразилась до неузнаваемости.

Камеамеа Первый выглядел еще вот так:
А его сын уже вот как:

Гавайской монархией я заинтересовался еще с тех пор, когда изучал биографию адмирала Того, цусимского победителя, и узнал, что он некоторое время был адъютантом гавайского принца, что считалось большой честью для блестящего морского офицера. Но Япония от Гавайев сравнительно недалеко. Гораздо неожиданней и интересней след, оставленный нашими соотечественниками на другом конце света.

Один из них – Антон-Георг Шеффер, немецкий уроженец и российский подданный, был человеком фантазийным и предприимчивым, не мог долго оставаться на одном месте и постоянно создавал скандалы. Шеффер успел послужить в русской армии и полиции, в 1812 году представил проект войны с Наполеоном посредством воздушных шаров, затем стал судовым врачом и был высажен на Аляске из-за ссоры с капитаном корабля. Знаменитый Александр Баранов, хозяин русской Америки, счёл Шеффера родственной душой и взял его в помощники.

В 1815 году «Антон Георгиевич» Шеффер прибыл на Гавайи в качестве полномочного представителя Российско-американской компании для переговоров с великим королем Камеамеа. Несмотря на пестроту трудовой биографии, в качестве врача Шеффер проявил себя превосходно. Он сначала вылечил от желтой лихорадки королеву, за что получил от их величеств десять овец и сорок коз. Затем перебрался на остров Кауаи и вылечил местного царя, который мечтал избавиться от властолюбивого Камеамеа.

Недолго думая, Шеффер предложил сепаратисту вступить в российское подданство, что и произошло. Правитель Кауаи принес присягу Александру Первому. На острове были построены православная церковь и три форта: Елизавета, Александр и Барклай. Местную реку Ханапепе переименовали в Дон.

У Шеффера были грандиозные планы: он хотел создать на Гавайях российскую морскую базу для дальнейшей экспансии по всему Тихому океану. Однако через пару лет выяснилось, что он действовал без полномочий. Самоуправца с Гавайев удалили, русский флаг спустили, и реку переименовали обратно.

Обиженный лекарь покинул неблагодарную Россию и переехал в Бразилию, где вскоре приобрел графский титул и закончил свои дни при дворе императора дона Педро. Но это уже оффтоп, поэтому оставим этот рассказ в стороне.

Представьте себе, если бы у нас была отдельно плавающая среди Тихоокеанских просторов область с донскими канаками!

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы