Знающие люди говорят, что на первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова неизгладимое впечатление произвела картина стаскивания с пьедестала – тросом за шею, памятника Саддаму Хусейну во время взятия Багдада. К тому времени почти весь Туркменистан был уставлен памятниками Ниязову – в различных позах и разного размера, и ему было о чем задуматься.
Прошло почти пять лет со дня смерти Ниязова. Туркменистан полным ходом готовится к празднованию 20-летия обретения независимости. Готовится широко, масштабно: репетиции демонстрации радости по поводу предстоящего праздника продолжаются уже не один месяц. Весь город и пригороды превратились в огромную репетиционную площадку – военные, медики, учителя, студенты, школьники, сменяя друг друга, день за днем оттачивают стройность колонн, четкость шага, ширину улыбок и покрой национального платья.
Но речь сейчас не о том. Оказавшись днем в центре Ашхабада, я столкнулся с тем, что весь центр перекрыт из-за проведения репетиций демонстрации. Общественный и частный транспорт не ходил, и пришлось передвигаться на своих двоих. На пути оказался большой городской парк, заложенный в честь 10-летия независимости, открытый 10 лет назад. Главными элементами этого парка стали «золоченная» статуя Ниязова и 10 ахалтекинских коней, символизирующих 10 лет независимости Туркменистана. Со временем эти кони стали одним из символов Ашхабада, сюда приезжали свадьбы и приходили туристы.
Чем больше я заходил в парк, тем больше возрастало чувство какой-то нереальности. Парк был пустынен, и кроме продавцов воды и мороженного возле памятника Ниязову, других людей там не оказалось. Обратите внимание на все снимки – людей там нет, только здания и памятники. Добравшись до скульптурной композиции с ахалтекинскими конями, я просто остолбенел от царившей там разрухи. Сама композиция, окружающий фонтан находятся в таком состоянии, как будто его разобрали и в большой спешке сложили вновь. Ржавые потеки, потрескавшиеся плитки и разошедшиеся швы – и все это в центре Ашхабада, в одном из главных парков страны. Печальную картину сопровождает сильный запах протухшей воды, идущей ото всех фонтанов.
Это казалось все более странным, так как в 100 метрах от этого фонтана находится недавно открытый «шестизвездочный» отель «Огузкент», в котором останавливаются все высокопоставленные делегации, включая глав иностранных государств, где проводятся переговоры на высшем уровне. Кстати, обратите внимание на восьмиугольную геометрическую фигуру – два наложенных под углом 90 градусов квадрата: Это придуманный Ниязовым новый геометрический символ – «Звезда Огузхана», и он несет примерно такую же смысловую и идеологическую нагрузку, как и звезда со свастикой. Эта «звезда» уже стала абсолютно неотъемлемой частью всего официозного декора. Новый президент как-то говорил о каком-то сакральном для туркмен смысле этих наложенных друг на друга квадратов.
Тем более странным оказывается помещение этого сакрального символа на скамейки, урны и мусорные ящики. Согласитесь, странно было бы видеть в СССР пятиконечную звезду, украшавшую урну для окурков или на таком же месте свастику в Третьем Рейхе. Тем не менее, «Звезду Огузхана» можно встретить и на фонарях, и на памятнике Ниязову, и на урнах. Но и тут видны следы разрухи. При этом ни о каком вандализме речи не идет, кругом находятся посты полиции и камеры наблюдения – все разваливается само собой – от низкого качества строительства и от отсутствия элементарного ухода.
А далее открывается очень символичная картина. Памятник Сапармурату Ниязову (золоченый). А через проспект большой портрет идущего ему навстречу его сменщика – Гурбангулы Бердымухамедова. Но подлинный смысл символизма открывается по мере приближения к памятнику Ниязову. Разруха вокруг достигает своего максимума. Бассейны и фонтаны облупились настолько, что напоминают скорее облицовку какого-то общественного туалета. Видно, что все пытаются хоть как-то ремонтировать, но все выходит очень криво и вид имеет отвратительный.
Но самый большой шок вызывает сам памятник Ниязову и его постамент. Все элементы декора, включая «Звезду Огузхана», проржавели и отпали. Буквы в надписи о Сапармурате Туркменбаши Великом тоже отпали. Да и постамент весь покрыт трещинами и имеет явно неухоженный вид. Но настоящий шок вызывает сам «золоченый» памятник Ниязову. Сказать, что этот памятник находится в ужасном состоянии, значит ничего не сказать: памятник только издалека кажется «золоченым». Вблизи видно, что он насквозь проржавел, «позолота» обтерлась, постамент облицован «туалетной» кафельной плиткой.
Памятник основателю «туркменского государства» и «алмазному венцу туркменского народа», как называли при жизни Ниязова, выглядит настолько неряшливо и убого, что в голову закрадывается крамольная мысль, что же он, Ниязов, сотворил бы со своим наследником — нынешним правителем, если бы увидел, как всего через 5 лет после его кончины будет выглядеть один из главных памятников страны. Наверняка бы нашел повод отправить последнего в зиндан. А памятник, на самом деле, остался без элементарного ухода. Настолько, что в рукаве Ниязова-памятника поселились и свили гнездо осы. Sic transit gloria mundi.
Обойдя памятник Ниязова еще раз, я с тяжелым чувством отправился поправлять настроение через дорогу. Там с огромного портрета шел мне навстречу улыбающийся и жизнерадостный нынешний президент Туркменистана, помахивая рукой разваливающемуся памятнику предшественнику. Оглянувшись назад, я увидел, что к памятнику Ниязову подъехала свадьба. Не все потеряно, подумал я! Но молодежь не больше минуты потусовалась на фоне парка, снялась на видео и укатила дальше. Цветов к памятнику Ниязову не положили, к нему даже не подошли. Может, запах затхлой воды помешал? Или вид разваливающегося и ржавеющего идола? Кто знает?
Через неделю Ашхабад будет встречать многочисленных гостей на празднование юбилея Дня независимости. А может, нынешние власти специально позволяют разваливаться и разлагаться памятникам Ниязову и его наследию, чтобы показать, что уже наступила другая эпоха, которая называется «Эпохой нового Возрождения»? Но возрождение как-то мало ассоциируется с увиденным мной и показанным вам.
P.S. Несколько раз из Ашхабада пытался отправить этот репортаж. Но туркменский интернет категорически отказывался принимать к отправке файлы в формате jpg. Их отправка заблокирована. Только выехав за границу, удалось все отправить и опубликовать. А ведь даже при Ниязове такого не было…
