В последние две недели сторонники запрета усыновления иностранцами пытались оправдать свои действия различными аргументациями. Сначала они уверяли, что принятие поправки отразится на судьбе сирот только в отдаленном будущем, ссылаясь на двустороннее соглашение, которое якобы будет действовать еще год. Однако это заблуждение: с 1 января ни одно решение судов об усыновлении принято не будет, и судьи не станут нарушать федеральный закон.
Затем они изменили риторику, утверждая, что запрет введён временно и после «наказания» Америки всё вернется на круги своя. Однако сейчас вновь поднимается новая версия: мол, запрет на усыновление американцами никак не связан с реакцией на «акт Магнитского», а вопрос назрел давно. Эта информация также не соответствует действительности. Внимательное изучение законопроекта показывает, что подобные меры будут приняты против всех стран, которые реагируют на нарушение прав человека в России.
Не стоит забывать и о трагедии Димы Яковлева, случившейся в 2008 году, когда, казалось бы, подобных случаев не было. В то же время два месяца назад вступило в силу двустороннее соглашение об усыновлении. Если вопрос действительно был настойчивым, то зачем было заключать это соглашение?
Похоже, понимая, что попали в затруднительное положение, они продолжат раздвигать две проблемы: усыновление и реакцию на «список Магнитского». За последние дни путинская пропаганда активно работает над тем, чтобы скомпрометировать не только американское, но и любое иностранное усыновление. В этом контексте можно ожидать полного запрета на выезд сирот за границу в ближайшее время. Я в этом нисколько не сомневаюсь.
Это также будет соответствовать общему тренду на возвращение к советским нормам, когда усыновление иностранцами было запрещено. Интересно, а есть ли у Путина хоть какое-то отношение к этому?