Современная Россия продолжает демонстрировать неслыханную щедрость. 2 ноября исполнилось 300 лет Российской империи, основанной Петром Первым в 1721 году и просуществовавшей до Февральской революции 1917 года. Формально империи в России уже давно нет, но на деле она по-прежнему существует в виде имперского герба, имперского мышления и имперской политики.
После Февральской революции, провозгласившей республику, двуглавому орлу убрали все атрибуты самодержавия. В начале 90-х годов, при Ельцине, этого делать не стали, утвердив российский герб с имперскими коронами и царскими регалиями, странным образом не замечая в этом абсурда. Вожди Советского Союза, возникшего на обломках Российской империи, проклинали царский режим, но продолжали имперскую политику под флагом грядущей мировой революции. Миллионы золотых рублей уходили на поддержку коммунистических партий по всему миру.
После Второй мировой войны многие миллиарды тратились на военную и экономическую поддержку «прогрессивных правительств и стран народной демократии». Парадоксально, но в те времена СССР вел свою по сути имперскую политику под флагом борьбы с империализмом, тогда как интересы собственного народа зачастую игнорировались. В магазинах были полупустые полки, а многие ходовые товары находились в дефиците. В начале 60-х годов опять ввели продовольственные карточки, как во время войны. Например, муку можно было купить только по талонам, которые выдавали по месту жительства, в то время как огромные средства уходили на помощь Кубе, Вьетнаму, Алжиру и другим странам.
Затяжная военная кампания в Афганистане была крайне дорогостоящей для Советского Союза. Только на поддержку кабульского правительства ежегодно расходовали 800 миллионов долларов, а на содержание 40-й армии и ведение боевых действий в отдельные годы — более 8 миллиардов долларов в год. Согласно данным, приведенным в письме ЦК КПСС, на эту войну было потрачено около 100 миллиардов долларов. Тысячи советских людей заплатили за бессмысленную имперскую политику своими жизнями, а афганцы потеряли более миллиона.
Советский Союз в виде «братской помощи» отправил в Сирию и Египет больше танков, чем было у нацистской Германии, причем себестоимость каждого танка тогда составляла около миллиона рублей. Примечательно, что 80 процентов зарубежной помощи приходилось на военные поставки, которые чаще всего не были оплачены. Оплачивал их полуголодный советский народ. Эти имперские игры обходились стране в умопомрачительные суммы, но реальной выгоды не приносили.
Вступив в Парижский клуб в 1997 году, Россия имела в активе около 150 миллиардов долларов долгов, которые должны были развивающиеся страны, такие как Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир и другие. Однако, подчиняясь уставу клуба, Россия была вынуждена списать значительный объем долгов за поставку оружия. В итоге, после вступления в Парижский клуб, Россия могла претендовать всего на 8 миллиардов долларов, что составляло чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.
Современная Россия продолжает сеансы щедрости. В сентябре 2000 года Россия списала $9,53 млрд из $11,03 млрд долга Вьетнама, а в 2004 году — $9,8 млрд из $10,5 млрд иракского долга. В 2008 году Россия списала Ираку еще $12 млрд. В 2005 году Россия списала Сирии $9,782 млрд из $13,4 млрд долга перед СССР, а в 2006 году — Алжиру $4,7 млрд. В 2007 году Россия списала Афганистану $11,1 млрд долга, а в 2012 году — КНДР $11 млрд.
Долги списывались не только бедным странам, но и богатым. К примеру, в 2006 году Россия списала Ливии $4,5 млрд долга, несмотря на то что золото-валютные запасы этой страны оценивались в 200 млрд долларов. В 2014 году Россия списала Кубе $31,7 млрд (или 90 % от $35,2 млрд) долга. Это списание стало крупнейшим в истории России. Представляете, какой могла быть Россия, если бы эти средства не распылялись по всему миру в рамках имперской политики, а вкладывались бы у нас в жилье и дороги? В результате в стране было бы значительно меньше ветхих домов и убитых дорог, а бедных, вероятно, не было бы вовсе.
Во многих неимперских странах благосостояние народа значительно выше, чем в России. Сегодня страна занимает 4-е место в мире по расходам на вооружение и лишь 52-е по уровню жизни, уступая даже Казахстану, Румынии и Аргентине. По результатам недавнего опроса «Левада-Центра», две трети россиян (66%) хотят видеть Россию прежде всего страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных в мире. Лишь треть (32%) хочет видеть страну великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны. Доля тех, кто стремится к высокому уровню жизни, в последние годы растет и достигла максимума за всю историю наблюдений. В то же время доля желающих видеть страну в первую очередь великой державой достигла минимума, особенно среди молодежи. Это свидетельствует о том, что имперская политика, похоже, не имеет будущего. Видимо, наш многострадальный народ просто устал от нее.