В СССР существовали две ключевые задачи: стойкость до прихода основных сил и ответ врагу. Эти идеи наполняли жизнь страны, проникая от верхушки власти до предприятий и колхозов, обременяя население обязательствами. Новый автомобильный завод в Набережных Челнах строился в духе трудовых подвигов под красными знаменами этих задач: выстоять и дать ответ. Для реализации второй задачи завод ЗИЛ поставил цель превзойти зарубежные аналоги, которые были взяты за основу на стадии проектирования.
ЗИЛ, отвечавший за техническую сторону, вначале не собирался делиться своими идеями с новым предприятием, и параллельно создавал для себя новые модели ЗИЛ-170/175. Чтобы опередить соперников, завод выбрал в качестве основы International COF-220. Такова наша традиция — использовать достижения прошлого для борьбы с будущими вызовами. Когда машина начала обретать форму и показывать свою жизнеспособность, её передали в Набережные Челны, что дало начало модели КАМАЗ-5320.
Как бы трудны ни были будни, страна всегда находила поводы для праздников, и поэтому каждый день что-то отмечается. 16 февраля 1976 года стал днем рождения КАМАЗа — дата, хоть и не круглая, известила о том, что 38 лет назад с конвейера сошел первый автомобиль новой марки. Первая дата — это всегда лишь повод для торжества, приуроченный к перерезанию ленточки руководителями и сообщениям журналистов о достижениях завода.
В этот день завод взялся за выполнение второй важной задачи — поддержание прочности до прихода основных сил. В этом плане КАМАЗ стал точной воспроизводимой моделью, как и ВАЗ: оба завода создавались с ограниченным модельным рядом, оба должны были полагаться на собственных поставщиков, оба обязаны были окупаться, избегая изменений в модельном ряде и модернизации. Так же, как фабрика Скороход с 1942 года шила сапоги, не меняя технологий и моделей в течение 60 лет, КАМАЗу предстояло выдержать десятилетия, выполняя план.
Заводу удалось продержаться, и СССР завершил своё существование раньше, чем КАМАЗ. 15 февраля 2012 года, на конвейере был собран двухмиллионный КАМАЗ-6522, который лишь немного отличался от своего предшественника 36-летней давности. Разницу заметили лишь специалисты, а широкой публике было важно, что это та же старая знакомая машина. Завод окупился за первые восемь лет, а с тех пор приносил прибыль, за исключением одного пожара и пары чуть не случившихся банкротств.
Гордость берет за мощное предприятие, ставшее крупнейшим в мире заводом по производству грузовиков. Два миллиона произведенных машин, стабильность производства и технологий. Иностранные компании завидуют, ведь они не могут позволить себе оставлять такие модели на конвейере. Им приходится постоянно обновляться и модернизироваться, а за попытку предложить устаревшую модель с 60-х годов их постигнет суровая судьба.
Но мы смогли выстоять! Основные силы пришли вовремя — немецкие. Все 38 лет КАМАЗ находился в состоянии готовности, чтобы сдаться немцам. ВАЗ сдался французам, ГАЗ немцам, американцам и чехам, а АЗЛК не дотянул. Теперь на КАМАЗ медленно проникает Mercedes. К 40-летию предприятия нам, вероятно, придется сменить привычную кабину на немецкую от модели Axor, двигатель OM 457 LA, коробку ZF, мосты Daimler. То, что произошло с отечественным легковым производством, хоть и болезненно, не столь критично: это лишь вопрос вкуса. Однако грузовики — это серьезно, на них нам предстоит воевать. До прихода основных сил. Немецких?